0
1522
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.07.2012 00:00:00

Здесь не был Пушкин

Ольга Рычкова
Редактор приложения НГ-Exlibris

Об авторе: Ольга Александровна Рычкова - редактор приложения "НГ-Ex Libris".

Тэги: коломна, туризм


коломна, туризм Может, одна из этих птиц – душа Марины Мнишек?

Разумеется, пушкинская поэма «Домик в Коломне» к городу Коломне Московской области отношения не имеет: в «Домике…» речь идет о старинном петербургском районе. Однако Коломна славна и без того – это один из древнейших (почти ровесник Москвы) подмосковных городов, в честь которого, по одной из версий, названа столичная усадьба Коломенское (вообще версий у историков много, и они друг друга, как водится, опровергают). В Коломне есть старинный кремль, в одной из башен которого, по преданию, была заточена Марина Мнишек. А еще это единственный город Подмосковья, где по улицам до сих пор ездят трамваи.

И как, скажите, зная все это, не побывать в Коломне, которая всего в двух с небольшим часах езды от столицы на электричке? Туда можно доехать и фирменным поездом, сэкономив полчаса, что мы и сделали, но пожалели: билеты оказались почти вдвое дороже, а из преимуществ – переполненный буфет и туалет, к которому стекалась очередь со всех вагонов первого, второго и третьего классов.

Зато сама Коломна не подвела. Она из тех мест, в которые легко влюбиться с первого взгляда. Идя пешком от железнодорожного вокзала по улице Октябрьской революции, сразу видишь, что Коломна, как писали газеты советских времен в очерках о капиталистической жизни, – город контрастов. Но контрастов не богатства и бедности, а урбанистической и сельской жизни: по левую руку – обычные многоэтажки и торговые центры, по правую – дачно-деревенского вида домики, на которых, впрочем, то и дело видишь спутниковые антенны.


Даже трансформаторная будка преисполнена любви к городу.

Всего минут сорок прогулочным шагом (хотя можно было сесть на уникальный трамвай или еще какой-нибудь транспорт) по прямой – и мы у кремля. Войдя на территорию, начинаем понимать, почему местные люди, у которых мы на всякий случай уточняли, верной ли дорогой идем, как-то неуверенно кивали головами, а одна тетенька очень удивилась: «Что за кремль такой?» Надо было спрашивать про Старый город, потому что Коломенский кремль – это город и есть. С улицами, на которых можно встретить машины, и с аккуратными особнячками и усадьбами – каменными и деревянными. Кое-какие имеют жилой вид, в других находятся учреждения и организации, и не только музейные. Например, в центре кремля – городская школа № 3. И очень может быть, что школьные линейки проходят на Соборной площади у стен Успенского кафедрального собора. Соборы, церкви и колокольни, часть которых относится к двум монастырям – Ново-Голутвину и Брусенскому, в кремле, конечно, есть. Как и оборонительные стены и башни, охранники и экскурсоводы… Но в целом здесь веет не музейным духом, а живой жизнью.

Да и музеи попадаются своеобразные – гуляя по кремлю, мы набрели на украшенный деревянной резьбой домик. За оградой у крыльца дремала на длинной цепи рыжая собака, а вывеска гласила, что перед нами Музей органической культуры. Это название вызвало самые различные гипотезы на тему «Что есть органическая культура?». То ли там собраны некие организмы, полученные культурно-искусственным путем. То ли организмы, культурно выделанные, – дело рук таксидермистов… То ли организмы, причастные к культуре, – что-то вроде мини-цирка. И кто тогда рыжая собака – сторож или музейный экспонат? Истина открылась, когда мы набрали в поисковике название музея – желающие могут сделать то же самое.

Вход на территорию кремля свободный, там гуляют молодожены и мамы-папы с колясками, кто-то отдыхает на траве (по газонам с цветами не ходить, разумеется, а просто по травке – пожалуйста). Два кота – рыжий и серый – охотятся на рассеянно «пасущихся» голубей. Мы думали, что охота ведется в тандеме, но ошиблись. Когда серый кот, притаившийся в засаде, наконец изготовился к решающему прыжку, совершил набег кот рыжий. Причем не на голубя, а на своего собрата. Отогнав серого, рыжий занял его место и тоже затаился, готовясь к нападению. Но голубям, видимо, надоело ждать, когда вместо которазборок начнется настоящая охота, и они улетели. Рыжий злобно глянул на серого собрата, который тут же убрался от греха подальше, и двинулся в нашу сторону. Мы тоже благоразумно ретировались – кто их знает, этих коломенских котов? Вдруг те еще ратоборцы и в старину помогали своим хозяевам оборонять город от многочисленных монголо-татарских и других набегов.


Охранник или музейный экспонат?
Фото Евгения Никитина

А набегов было немало. Из-за них деревянный кремль, регулярно сжигавшийся врагами, в конце концов (в 1525–1531 годах) заменили каменным. Каменные стены и башни пострадали не только и не столько от рук иноземцев, сколько от местных жителей. С середины XVII века, когда территория Московского государства расширилась, Коломна перестала быть пограничным городом, кремль утратил оборонное значение, был, выражаясь современным языком, списан с городского баланса и начал потихоньку разрушаться. Практичные коломенцы решили, что жизнь важнее музейных экспонатов, и, дабы не пропадать добру, принялись разбирать стены и башни для строительства своих домов. В 1826 году Николай I издал указ, остановивший разрушение памятников старины, но поздновато: Коломенский кремль сохранился лишь частично.

Хотя и сейчас есть на что взглянуть – взять хотя бы Маринкину башню, где, говорят, томилась в заключении и умерла супруга обоих Лжедмитриев Марина Мнишек. А может, не умерла, а превратилась в сороку и вылетела в окно… Есть другая легенда – более пикантная: якобы башня названа в честь другой Маринки – коломенской монашки. Она оказалась гермафродитом и, дабы не вводить сестер в грех, была замурована в башню… А еще говорят, что Марина, которая Мнишек, успела спрятать клад в Пятницких воротах кремля, где он до сих пор и лежит.

Ну, лежит или нет, неизвестно, но Коломна подмосковная вслед за Коломной питерской могла бы стать настоящим кладом для Пушкина. Окажись он здесь, составил бы компанию Гоголю, семье Достоевских и «другим знаменитым путешественникам и писателям», которые, как гласит мемориальная доска на здании бывшей коломенской гостиницы, останавливались здесь. «По некоторым данным». И уж наверняка Александр Сергеевич воспел бы и легендарный кремль, и окрестные поля, и три реки, на которых стоит город, – Москву, Коломенку и Оку… Прозой или стихами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Дарья Гармоненко

У эсэров к 2026 году появится предвыборный вариант "патриотического социализма"

0
444
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
491
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
612
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
501

Другие новости