Пусть безотрадность таких пейзажей вас не пугает. Там, за горизонтом, будет по-настоящему красиво.
Фото автора
Так уж вышло, что ехать на собственную дачу мне приходится не то чтобы в тридевятое царство-государство, но достаточно далеко. От дома до дома, проводила автозамеры, – 220 км. По этому поводу многие из моих знакомых – обладателей дачной недвижимости в ближайшем Подмосковье любят немножко высокомерно выражать мне сочувствие: мол, столько времени в пути! Иногда я парирую: «За то время, что вы стоите в пробках до своего 30-го километра по Ленинградке или Ярославскому шоссе, я успеваю доехать до своей тульской деревни и сбегать на речку искупаться».
Но это, когда уж совсем допекут ахами и охами, потому что, что уж скрывать, долгая дорога до порога нашего дома выходного дня, особенно в режиме летних еженедельных уик-эндов, – испытание не для слабонервных. И не только по причине длительного километража.
Федеральная трасса «Дон», или же, согласно атласу российских дорог, М-4, соединяющая Северный Кавказ с российской столицей, знакома многим автолюбителям. А Минтранс заверяет, что эта автотрасса – одна из самых загруженных и аварийно-опасных: только в летний период здесь погибают около 3 тыс. человек. Зато именно этим путем в Москву везут овощи и фрукты из Краснодара и Ростова-на-Дону, а если вам вдруг захочется прямо сегодня оказаться на море, то, проехав почти всю трассу до конца (около 1,5 тыс. км), вы его – хотите Азовское, хотите Черное – все же увидите.
«Дон» денно и нощно готовят к сочинской Олимпиаде-2014 – по этой причине здесь долгие километры можно ехать только по одной стороне автодороги, по снятому к тому же асфальту (представляете, в какой затор можно вляпаться вечером в пятницу или поздно вечером в воскресенье?!). Но бесконечные ремонты М-4, кажется, мало помогают – через несколько месяцев после укладки нового асфальта в крайнем левом ряду появляются отчетливые борозды, отчего дорога немного напоминает желоб для санного спуска.
Но я, как всегда по пути на дачу, отвлеклась на разные дорожные мелочи. Вроде тех самых 23 км, за которые вот-вот станут брать деньги начиная с 48-го «донского» километра. О том, что впереди платный участок дороги, автолюбителей предупреждают желтые билборды сразу же при выезде из Москвы. Правда, уже около двух месяцев на этом отрезке М-4 введен тестовый режим проезда: ты подъезжаешь к пропускному пункту, на табло загорается надпись, что ты как будто заплатил (кстати, 30 руб. за 23 км на легковом автомобиле – это все-таки не обещанный Минтрансом рубль за 1 км), через мгновение шлагбаум открывается – путь свободен. Но это сейчас, в режиме имитации, а как будет себя вести «Дон» при реальной оплате, предугадать трудно – пока каждый из водил достанет деньги, пока дождется сдачи... К тому же по извечной российской традиции вовсе не обязательно, чтобы все предусмотренные пункты проезда были открыты – как-то очень ранним воскресным утром так и вышло: из девяти, кажется, КПП были открыты только три, тут же образовалась внушительная очередь, в которую излишне торопливые автомобилисты и мотоциклисты пытались нахально втиснуться.
Сказать, что качество этого участка дороги как-то отличается от остальной, пока еще бесплатной, нельзя – многотысячно проезженный громадными фурами асфальт местами бугрист, автомобиль потряхивает, но, бог с ней, с вибрацией, все равно это получше предстоящего впереди ремонта дороги – вот уж где езда с препятствиями, особенно в зоне первого от Москвы ДПС. Кстати, только на этой трассе – или мне это только кажется? – подъезжать к посту ГИБДД нужно почти что крадучись. Особенно когда едешь в сторону Москвы. На расстоянии почти целого километра ты должен снизить скорость сначала до 90, потом 70, 50, 30… А уже у самого поста – сужение в одну полосу, остальные две предусмотрительно перегорожены, проезжаешь почти не дыша, мало ли что стражу дороги покажется подозрительным. Пробки такие, что иногда, ей-богу, не преувеличиваю, проезжаешь этот злосчастный километр около часа.
Уфф, повезло, едем дальше, чего не сказать о черно-глянцевом «Мерсе» с номерами, выдающими его северокавказскую принадлежность. Сидящий на водительском месте мужчина как-то привычно лезет за пазуху – то ли за документами, то ли еще за чем-то.
Чтобы услышать пение птиц, надо доехать туда, где тихо. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
За Окой, где заканчивается граница Московской области, приходит конец и комфортной скорости в 110 км. Ну почему, почему при той же самой трехполосности и качественности дороги тульский отрезок федеральной трассы предполагает, что нужно снизить скорость на целых 20 км, до 90?! Как, резонно заметил один знакомый высокопоставленный гаишник, «нашим тульским коллегам тоже нужно кормить свои семьи». В самом деле, с утра спозаранку доблестные сотрудники областной ДПС уже на своих излюбленных местах на дороге – там, где, сидя в полицейской машине в засаде, можно издалека заметить очередного лихача. Восемь утра, а уже целый ряд остановленных иномарок на обочине дороги, сочувствую бедолагам, но не отвлекаюсь – впереди более серьезные дорожные испытания.
В месте съезда с основной трассы всякий раз вспоминается, каким ужасным здесь был участок трассы Тула–Рязань еще несколько лет назад. Но – спасибо Путину за это! – он, тогда еще премьер, помимо дорогих часов Blancpain, подаренных слесарю тульского военного завода, сделал тулякам сам того не ведая еще один царский подарок. В преддверии его визита в область дорогу на Новомосковск – до того колдобина на колдобине и колдобиной погоняла – отремонтировали так хорошо, что она до сих пор числится в приличных. Правда, тамошние чиновники, повелевшие в считанные дни этот участок автодороги отреставрировать, промахнулись: премьер не захотел испытывать свое и их терпение и отправился на химзавод «Проктер энд Гэмбл» на вертолете.
После «путинского» этапа пути начинаются деревенские проселки. От всей души советую – всем блондинкам, и не только, желающим научиться водить машину по-настоящему, стоит сюда приехать. Только, чтобы все запомнилось на века, машина должна быть отечественного производства и, само собой, с механической коробкой передач.
…Этот дорожный участок проезжаем на первой: левое колесо едет по огромной ямине в асфальте, правое – по мокрой глинистой обочине, экстремальные три метра, аккуратный поворот на 30 градусов влево, упс, этот провал в дороге даже ямой назвать сложно, теперь надо успеть уступить пять приличных метров встречки приближающейся «Газели», та-а-ак, впереди подозрительная лужа, никогда, пока не провалишься по самый борт, не узнаешь ее истинной глубины – в общем, несколько подобных тренингов, и считайте, вы сдали экспресс-экзамен по экстремальному вождению. И ничего, что вокруг по обочинам огромные горы мусора – со свалками в российской глубинке напряженка, и неважно, что проехавший на скорости 40 км в час (поверьте, здесь это очень быстро) «КамАЗ» обдал ваш любименький автомобиль самой что ни на есть добротной грязью – впереди вас ждут пусть кратковременные, но все равно самые лучшие каникулы в деревне. С пением июньских и даже июльских соловьев, с кошкой, каждое утро подкладывающей к вашим тапкам пойманную жирную мышь, с ароматом, в котором не угадать чего больше – запаха распускающихся роз или все же навоза. Нет, что ни говори, жизнь в деревне светла и безмятежна. Если вы, конечно, сможете туда доехать.
Говорят, когда нынешний губернатор Владимир Груздев только вступил в должность, жители Тульской области завалили его письмами – в основном об ужасном состоянии местных дорог. Глава региона до того озаботился этими проблемами, что даже стал выдавать на дорожное строительство личные средства. Вот и руководству нашего поселка еще прошлой осенью, как молва молвит, было выделено ни много ни мало, а 800 тыс. руб. Но только при условии – не ямочный ремонт, а новое асфальтовое полотно, пусть и малой протяженности. Год прошел – ни дороги, ни, кажется, денег.