Короля рок-н-ролла Элвиса Пресли скоро воскресят не только на почтовых марках.
Если это и стиль жизни, то какой-то совершенно своеобразный. Нечеловеческий. Фактически это стиль жизни специальным образом организованных пакетов, как говорят физики, электромагнитных колебаний…
В апреле нынешнего года аудитория американского фестиваля Coachella-2012 испытала культурный шок: на сцене выступал дуэтом со знаменитым рэпером Снупом Доггом не менее знаменитый рэпер Тупак Шакур. Просто дело в том, что Тупак… мертв уже 15 лет. Тупак Шакур был застрелен в Лас-Вегасе в сентябре 1996 года в возрасте 25 лет. А дуэтом со Снупом Доггом выдавала свои речитативы голографическая копия классика рэпа Тупака.
Очевидцы подтверждают: впечатление было ошеломляющее. «...На сцене – темнота, звучит мрачная, чтобы не сказать готично-траурная, музыка, под которую откуда-то снизу – будто из-под сцены – поднимается мускулистый человек, – пишет обозреватель Ленты.ru Юрий Ильин. – Раскидывает в приветственном жесте руки, оглядывается, а затем – с обилием нецензурной лексики – приветствует несколько обалдевшую аудиторию фестиваля Coachella. И аудитории есть от чего обалдеть: татуированный атлет, вылезший на сцену и спросивший: «Что за на... Коучелла?», погиб от четырех огнестрельных ранений в 1996 году. Тупак Шакур вернулся на сцену с того света, чтобы исполнить две композиции – дуэтом с живым и здоровым Снупом Догом».
Для поклонников хип-хопа можно уточнить: на фестивале Coachella голографический Тупак Шакур исполнил вместе со Снупом Доггом и Dr. Dre композиции Hail Mar и 2 Americaz Most Wanted.
Итак, голографическая копия. Об этом говорили давно. В основном писатели-фантасты и наиболее радикальные футурологи. Все сбылось. За воссоздание голографического Тупака отвечала компания Digital Domain Media Group Inc. По словам представителя корпорации Эда Улбрича, при создании копии Тупака Шакура специалисты не использовали старые видеозаписи с участием исполнителя в качестве основы для голографического образа артиста. «Это не архивные кадры. Это просто иллюзия», – заявил Улбрич.
Технические подробности, как водится, до поры до времени держатся в секрете. Известно только, что разработка идеи и ее воплощение заняли от полугода до года. Воплощение виртуального Тупака в голограмму обошлось Digital Domain во вполне «подъемную» сумму – от 100 до 400 тыс. долл. Впрочем, эти относительно скромные затраты на «воскрешение» не должны удивлять. Технологи уже давно подбирались к этому. А главным заказчиком этих разработок выступил, конечно же, Голливуд.
Еще в 1994 году при съемках фильма «Форест Гамп» впервые были использованы технологии, «вписавшие» актеров в ленты кинохроники. 1997 год: компьютерные технологии используются при создании самого прибыльного фильма в истории кинематографа «Титаник». В частности, компьютер нарисовал людей, падающих с борта тонущего лайнера. 1999 год. Режиссеры братья Вачовски создают легендарную уже «Матрицу», фильм, в котором размывается граница между материальным миром и виртуальной реальностью. Кстати, первая «Матрица» стала и первым фильмом в истории кинематографа, проданным на DVD тиражом более 1 млн. экземпляров.
Голографический клон Тупака Шакура (справа) – как живой! Кадр из видео 2Pac Live at Coachella-2012 w/ Snoop Dogg & Dr. Dre на YouTube |
Но подлинный прорыв в деле электромагнитного копирования белковой жизни случился осенью 2004 года… «Визуальное чудо», «Технологический шедевр от начала и до конца». Не иначе, как только в таких эпитетах критики оценили тогда новый голливудский фильм «Небесный капитан и Мир Будущего».
Картина с бюджетом в 70 млн. долл. рассказывает о некоем докторе Тотенкопфе, который задумал взять власть над миром с помощью роботов. В роли злого гения технологии «снялся» сэр Лоуренс Оливье. Великий английский актер к тому моменту уже 15 лет как умер…
Опять же все просто. Режиссер фильма Керри Конран «воскресил» самого знаменитого исполнителя шекспировских персонажей, переведя в цифру имеющийся видеоматериал с участием Лоуренса Оливье. Сразу надо оговориться, что цифровая копия Оливье в роли профессора-злодея Тотенкопфа присутствует в кадре не более 40 секунд экранного времени. Тем не менее факт есть факт: Лоуренс Оливье произносит специально для этого случая написанный «под него» монолог… Через 15 лет после смерти.
Кстати, не такая уж и безобидная ситуация. Чего, например, стоят сразу же вспыхнувшие споры по поводу юридической чистоты подобного рода технологических экспериментов: могут ли, например, наследники Лоуренса Оливье потребовать защиты в суде авторского права британского актера? И что это за «авторское право» – право на смерть, абсолютную и окончательную?
Между тем случай с Тупаком Шакуром – следующий шаг в развитии этой интриги. Ведь тут мы имеем дело не просто с виртуальным телом, живущим в киберпространстве, но с голографическим объемом. А на вполне близком горизонте уже маячат голограммы, которые можно будет потрогать. По крайней мере еще в 2009 году в агентстве Reuters проскочило сообщение, что «группа японских исследователей создала технологию, которая позволяет потрогать голограммы. Разработчики уже изготовили прототип трехмерного сенсорного дисплея».
«До сих пор голограммы были только для глаз, а если вы пытались их потрогать, рука проходила сквозь них, – приводило агентство слова токийского профессора Хироюки Шинода. – Но теперь у нас есть технология, которая добавляет голограммам ощущение прикосновения». Японские ученые использовали ультразвуковые волны, которые контролируются компьютерной программой. Она направляет их на руку, когда та попадает в дисплей, создавая ощущение контакта.
Представляете, не просто прыгающий по сцене и поющий Тупак, но упругий, тактильный Тупак. Который, напомню, был убит в 1996 году.
Конвейер включился. В ближайших планах Digital Domain Media Group – создание голографической копии великого Элвиса Пресли (умер в августе 1977 года). Как сообщает издание Billboard, соответствующий договор был заключен между Digital Domain и компанией Core Media Group, которой принадлежат авторские права на образ и наследие покойного короля рок-н-ролла. Участники сделки заявили, что в скором времени виртуальный Элвис дебютирует в кино и на телевидении, а также, вероятно, на концертных площадках. Прочие подробности проекта пока не разглашаются.
Мало того, очень похоже, что в августе нынешнего года мы увидим новое (sic!) шоу с участием… Мэрилин Монро. Актриса умерла в августе 1962 года в Лос-Анджелесе, и мероприятие может быть приурочено к этой дате. Тут интересен еще один нюанс. Как сообщается, компания Digicon Media, которая занимается этим проектом, не сотрудничает с наследниками актрисы. Сама компания располагает определенными правами на использование образа Мэрилин.
В общем, похоже, пора всерьез задуматься над вопросами: какова судьба белковых (то есть из плоти и крови) исполнителей, актеров, шоуменов и к чему может быть сведена их роль в медиа – просто «дарить» (продавать) свой образ медийным корпорациям для оцифровки? Все дальнейшее – дело рук и фантазии программистов и инженеров?
Но, может быть, самый фундаментальный вопрос – потребуется ли в дальнейшем человечеству как-то менять этические нормы: ведь неотвратимо появляется необходимость гарантировать человеку еще одно неотъемлемое его право – право на абсолютную, если можно так сказать (или – «цифровую»), смерть? Кстати, главная героиня фильма «Небесный капитан и Мир Будущего» в исполнении Гвинет Пэлтроу не случайно произносит знаковую, по сути, фразу: «Как же нам убить того, кто и так мертв?!»
А действительно, как?..