Азербайджанские ковры стали хитом экспозиции.
Фото автора
Тому, что в последнее время люди во многих странах мира проявляют все больше интереса к народно-прикладному искусству, наверное, есть очень простое объяснение. Мы все чувствуем, что веяния моды в одежде или интерьере либо чересчур унифицированы, либо чересчур экстравагантны. Создатели современной одежды и украшений для дома вовсе не стремятся к тому, чтобы способы их работы или творческие открытия пережили века. Их цель – удержаться на вершине хотя бы один сезон... Иное дело – предметы народно-прикладного искусства, которые отражают вековые традиции этноса, его мировосприятие, уникальным образом сочетают в себе удобство и изящество.
В неповторимых узорах ковров, в вышивке и тканях национальных костюмов, в орнаментальных мотивах предметов гончарного дела, сделанных современными мастерами по правилам, которые бережно передавались из поколения в поколение на протяжении не одного столетия, мы видим не только вековые представления азербайджанского народа о подлинной красоте, но также имеем возможность прикоснуться к самой истории. Перед нами возникают сцены из прошлого – вот, наверное, на таких же коврах много веков тому назад сидели во внутренних двориках и вели долгие беседы восточные философы или поэты, а может быть, склонившись над низенькими столиками, трудились каллиграфы. Из таких кувшинов, хорошо сохраняющих свежесть и прохладу, пили воду уставшие дервиши или благородные воины. Именно в таких платьях танцевали и прыгали через костер во время Навруз-байрама азербайджанские девушки… Народно-прикладное искусство, являясь ниточкой из прошлого, хранит богатое художественное наследие наших предков не в гулких коридорах музеев или на пыльных полках архивов, но в самой душе народа – в каждом городе, в каждом селе, в каждом доме, где еще помнят старинные рецепты своих прадедов.
С 22 по 26 мая в столице Азербайджана проходил семинар-выставка образцов народно-прикладного искусства народов стран СНГ «Созвездие тысяч сердец». В мероприятии приняли участие народные умельцы из Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Украины, Узбекистана и России. Выставка состоялась по инициативе и под руководством общественного объединения «Азербайджанские ковроделы» при поддержке МФГС СНГ в Азербайджанском государственном музее ковра и прикладного искусства имени Лятифа Керимова и в «Арт-студии» Общества ковроделов в «Ичери шехер» («Старом городе»).
По словам директора музея Ройи Тагиевой, то, что выставка «Созвездие тысяч сердец» состоялась во время международного песенного конкурса «Евровидение-2012», когда в Баку находились тысячи гостей из многих стран мира, позволило значительно расширить географию ее посетителей.
Это не ковер, а настоящее произведение искусства. Фото автора |
На экспозиции было представлено около 1000 работ мастеров из стран Содружества, из которых почти 300 изделий – из Центральной Азии. Узбекские народные умельцы Хикмат Джалилов, Камола Акилова и Гюльнара Ишмуратова презентовали такие виды декоративно-прикладного искусства, как вышивка, резьба по дереву и текстиль. Представители Туркменистана и Таджикистана выставили на мероприятии сувенирные ковры и вышивку. Свыше 350 работ из текстиля и войлока было в коллекции народной умелицы Рассии Джуманазаровой из Киргизии. Прекрасные экспонаты – вышитые ковры, войлочные текеметы, изделия из кожи, шарфы – изготовил художник из Казахстана, научный сотрудник Раушан Каргабекова, а мастер Сержан Баширов поразил публику красотой и изящностью свыше 20 предметов, выполненных из драгоценных металлов.
Участница из России, мастерица Татьяна Баринова привезла в Баку 135 вышитых бисером произведений искусства, а народные художники из Украины Галина Дюговская и Владимир Балыбердин привлекли внимание посетителей выставки высокохудожественными изделиями из текстиля, батика, а также бижутерией и куклами (более 50 работ). Неоспоримая культурная ценность каждого экспоната, представленного на выставке, и стала общим знаменателем, который придал выставке единство и значимость международного уровня.
В рамках выставки состоялся семинар, ставший настоящей творческой площадкой для обмена опытом в области пропаганды народно-прикладного искусства, способом государственной и общественной поддержки народных умельцев.
Неудивительно, что азербайджанские ковры стали хитом экспозиции, недаром они включены в список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Народно-прикладное искусство Азербайджана и, в частности, ковроделие занимают особое место в истории национальной культуры. История искусства ковроткачества в Азербайджане насчитывает не одну сотню лет: древнейшие образцы датируются III веком н.э. Мастерство ковроделов из Азербайджана отмечали еще средневековые арабские путешественники, а великие азербайджанские поэты Низами и Физули воспевали богатство ковровых узоров в своих произведениях. О том, насколько во все времена в мире был популярен азербайджанский ковер, свидетельствует то, что именно его вписал в свою картину «Мадонна каноника ван дер Пале» знаменитый голландский живописец Ян ван Эйк. А итальянский художник Пинтуриккьо в «Сценах жизни Энея» изобразил азербайджанский ковер Газахской школы. Любители живописи могут любоваться узорами азербайджанских ковров на полотнах голландца Ганса Мемлинга и немца Ганса Гольбейна. И даже на фресках собора Санта-Мария в итальянской Сиене можно увидеть изображения азербайджанского ковра.
Сегодня старинные ковры из Азербайджана хранятся в Белом доме и Государственном департаменте США, Азербайджанском государственном музее ковра в Баку и в санкт-петербургском Эрмитаже, музее Метрополитен в Нью-Йорке и Музее изящных искусств в Бостоне, в Музее искусств в Филадельфии и парижском Лувре, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Ватикане.