0
2849
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.06.2012 00:00:00

В доме-музее

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".

Тэги: музей, шварц, композитор


музей, шварц, композитор Кабинет композитора.
Фото предоставлено Музеем И.И.Шварца

По дороге из Петербурга в Сиверскую теперь стоит большой указатель «Дом-музей композитора И.И.Шварца». Появился хороший ориентир для всех путешествующих, вообще для всех: «А потом увидите большую такую вывеску «Музей Шварца», и направо...» Странное ощущение – когда входишь в знакомый дом, где раньше бывал, вот в этой комнате, которая направо, спал, а дальше – кабинет, рояль, нотные листы, исписанные знакомым почерком. Полное ощущение, что Шварц где-то рядом, может, вышел в соседний дом, может, в парк через дорогу, сейчас Тоня, его жена, позовет всех обедать, и он скажет: «Знатный супец!» Тоня – замечательная была жена, я всегда восхищался ее терпению, хотя Шварц ее любил по-настоящему. Вдова писателя, художника, композитора – особая профессия, вот Тоня оказалась еще и выдающейся вдовой. У Шварца на участке было два дома, и в том, который в глубине, где были кабинет и, можно сказать, мастерская композитора, через год после того, как Шварца не стало, она открыла музей. Раньше можно было сойти на станции, любому водителю сказать: «К Шварцу», – его дом на Пушкинской знали все. И сейчас, получается, так и осталось: садишься, говоришь «К Шварцу» – и тебя привозят в музей, хотя в первом доме жизнь, кажется, течет тем же чередом.

Да! Сигнализация появилась настоящая, музейная, то есть серьезная. А то был случай, Шварц уехал в Москву, записывать музыку к очередному новому фильму, возвращается – нет дорогущего радиоприемника. А прослушивание радио составляло тогда большую часть интеллигентского досуга. И местный прохиндей Боря Пистолет является с предложением: «Исакосипыч, агрегат у меня...» – и, естественно, рассказывает целую историю, как купил его – спас! – у каких-то забулдыг... Вот история. Шостакович, как и Шварц, тоже любил послушать вражеские голоса и каждый раз удивлялся смелости тех, кто писал в «их» передачи письма. И спросил однажды Шварца: «Как ты думаешь, если мы напишем письмо, начинающееся словами: Митя и Изя Ш. из Ленинграда спрашивают... – как быстро за нами придут?»

Шварц был местной достопримечательностью, к нему постоянно шли с какими-то просьбами, и он исправно подписывал письма – чтобы починили водопровод, проложили дорогу, лес не рубили и не продавали никому расположенный по соседству санаторий, давно уже не работающий... Рядом селились и другие известные люди, но Шварц был главной знаменитостью, плюс к нему еще постоянно приезжали артисты, кинорежиссеры, Окуджава приезжал... Хотя Шварц сюда уехал, скрылся, можно сказать, как раз для того, чтобы не участвовать в малоприятной для него официальной жизни разных творческих союзов, в которых он тем не менее членствовал, ну и просто потому, что в Сиверской жилось и дышалось легче, свободнее. В Москве, например, он останавливался в Матвеевском, в Доме ветеранов кино. Там же останавливался тогда Айтматов, жили Арсений Тарковский, Евгений Габрилович... И часто напротив стоял «уазик» с длинными-длинными антеннами. Это называлось: слушать народ.


Фотографии с дарственными надписями.
Фото предоставлено Музеем И.И.Шварца

А в Сиверской Шварц жил, можно сказать, «деревенской» жизнью. На участке – грядки, яблони свои. Книги, много книг, после обеда – обязательный для всех отдых, все читают, потом – обсуждают прочитанное. На стенах фотографии. Экскурсовод – самая настоящая! – поняв, что я в курсе некоторых подробностей жизни героя, не навязывается со своим рассказом. Такая старинная традиция, ныне почти сошедшая на нет: актеры, режиссеры надписывали фотографии друг другу, писали какие-то хорошие, небанальные слова. Смоктуновский, Ульянов, Екатерина Васильева, в ту пору жена – то ли Сергея Соловьева, то ли Михаила Рощина, то ли уже, то ли еще... И несколько выцветших цветных фотографий с Акирой Куросавой, Юрием Соломиным – это в пору работы над «Дерсу Узала». Везти Куросаву в Сиверскую не позволили, Шварца вывезли в Ленинград, сняли ему большой номер, кажется, в «Европейской»: надо же было показать, как хорошо живут в СССР известные композиторы. Кстати, жилось нелегко, я не раз спрашивал его, почему его музыку не играют. Он как-то отшучивался, потом кто-то мне рассказал про нелюбовь к Шварцу Андрея Петрова: не любил и, поскольку Петров руководил местным отделением Союза композиторов, скажем так, «не благоволил». Я однажды столкнулся с Петровым, он тогда как раз агитировал за Путина на каких-то выборах, я сперва хотел, а потом не стал его спрашивать, почему Шварца в Ленинграде не исполняют. Он о Путине, а я его – про Шварца... Не стал. А недавно был в Петербурге концерт, в котором исполняли и Шварца, и Петрова...

У Давида Самойлова, которого Шварц любил и лично знал, есть замечательное стихотворение, «Дом-музей», такое хорошее, что хотелось бы его целиком привести. «Заходите, пожалуйста. Это/ Стол поэта. Кушетка поэта./ Книжный шкаф. Умывальник. Кровать./ Это штора – окно прикрывать./ Вот любимое кресло. Покойный/ Был ценителем жизни спокойной./ .<...> Вот поэта любимое блюдце,/ А вот это любимый стакан. <...> Здесь он умер. На том канапе,/ Перед тем прошептал изреченье/ Непонятное: «Хочется пе...»/ То ли песен. А то ли печенья?/ Кто узнает, чего он хотел,/ Этот старый поэт перед гробом!/ Смерть поэта – последний раздел./ Не толпитесь перед гардеробом». Шварц любил пошутить, хотя, как всякий нормальный человек, шуток над собой не любил. Во многом – точное стихотворение: карандаши, ручки, даже измеритель давления и несколько коробочек из-под лекарств. В разговорах с обитателями Дома ветеранов кино он любил заметить: «У вас какой был инфаркт?.. Ну, мамуся... У меня-то был крупноочаговый, заднестеночный!»

Он был патриотом Сиверской (любовь была взаимной!), хотя оказался здесь впервые, судя по всему, случайно – работал баянистом в соседнем санатории, в экспозиции хранится благодарственное письмо – за хорошую и творческую работу. Потом уже выяснилось, что все тут, одно к одному, рядом – Оредеж, имение Набоковых, а дальше, но недалеко – домик Арины Родионовны, а в Выре, в сохранившемся здании почтовой станции, – домик станционного смотрителя, «по мотивам Пушкина». Для «Станционного смотрителя» Соловьева Шварц написал несколько романсов на стихи Пушкина, в фильме их поет Никита Михалков.

Проходишь по комнатам, вспоминаешь, как весело бывало здесь. Утром приходила соседка. Всегда рассказывала, что ей снилось. «Исакосипыч, представь, Горбачев! Идет по нашей Пушкинской!..» – «Катя (кажется, ее Катей звали. – Г.З.)... Ты не поверишь, все то же самое!» – «И поворачивает...» – «Нет, Катя, никуда он не поворачивает, идет прямо, я же видел этот сон!» – и дальше он раскручивает Катин сон совершенно в «противоположную» сторону, а она сперва спорит, а потом соглашается с его версией. Во всем. А потом шли гулять, и он что-то насвистывал, насвистывал, а потом, вернувшись, начинал наигрывать на рояле. И сочинял музыку. Вот так. Просто.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2015
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4085
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3115
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2557

Другие новости