Творческая группа ARTES (неполный состав) на выступлении в МГК имени П.И.Чайковского 17 мая 2012 года.
Фото автора
Сегодня подавляющее большинство отдает предпочтение простоте в музыке, зачастую доведенной до абсурда – незамысловатый ритм и такой же скупой, иногда вульгарный текст, лишенный идеи и с минимумом слов. Люди не желают забивать голову смыслом текста и тем более музыки. Они хотят расслабиться, отвлечься от жизненных передряг и очистить голову от всяких мыслей. При таком подходе никому не захочется слушать экспериментальную музыку, не говоря уже о классической. Нельзя сказать, что это плохо во всех случаях, особенно в дозированном виде в качестве некой психологической профилактики, разгрузки. Но при тех всепоглощающих масштабах, которых достигло сейчас это явление, ни к чему, кроме деградации, это не ведет. Приятно, что хоть какое-то количество людей еще интересуется классическими произведениями, происходящим в современной музыке, новыми направлениями, необычным звучанием, любопытными малоизвестными проектами, такими как, например, украинская группа Fleur, создающая музыку в своем неповторимом стиле cardiowave и отличающаяся необычным вокалом и глубокими текстами.
«Очень жаль, что мало людей действительно интересуется этим (экспериментальной музыкой). Сейчас очень плохое время в том плане, что все любят что-нибудь популярное. Это главное отличие от 60-х, где люди, все кто мог, стремились к чему-то, что они еще не знают. У нас огромное количество групп, и все они производят штампованную музыку одного уровня, – отметил Богдан Бегун, арт-консультант открытого клуба [Хорошая] Республика, контент-менеджер и меломан, в рамках своей лекции «Второе пришествие экспериментальной музыки». – Можно совмещать разные стили… главное – не бояться. В 60-х и 90-х не боялись создавать что-то новое».
В 60-е годы, времена хиппи, люди начали экспериментировать со звучанием, и появился психоделический рок, что считается первым пришествием экспериментальной музыки. К концу 60-х пионеры психоделического рока – калифорнийская группа Jefferson Airplane – создала предпосылки для последующего появления в 90-х бристольского звучания, или трип-хопа. Группы, игравшие в этом направлении (например, Massive attack, Portishead, Tricky), не боялись соединять в своем творчестве различные музыкальные стили, такие как фольклор, электронная музыка и многие другие, стараясь придумывать что-то свое, не оглядываясь на современные тенденции. Massive attack, в частности, каждый раз привлекают новых людей для создания альбома, продолжая открывать необычные, порой неожиданные оттенки своего звучания.
Может сложиться впечатление, что для классики сегодня остается мало места, тем не менее наши музыкальные училища и консерватории полны энтузиастов, которые фактически живут музыкой. И творчество группы ARTES в очередной раз доказывает, что классические и околоклассические произведения могут быть интересны даже широкому кругу слушателей. Экспериментировать можно не только со звучанием, но и с формой, в которой оно подается публике, именно такой путь и выбрала для себя эта творческая группа, созданная в сентябре 2010 года Еленой Потяркиной, кандидатом наук и преподавателем Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Музыканты и композиторы, вокалисты и чтецы, мастера слова, художники и фотографы, хореограф, даже специалисты в области компьютерных технологий объединились под именем ARTES в стремлении совместить разные виды искусств и их выразительные средства. Во время представлений этой группы музыка, пластика, живопись, фотография, слово, актерская игра – все причудливо сплетается в единое действо, погружая зрителя в необыкновенный самобытный мир.
Играя с различными формами выразительных средств, ARTES открывает новые грани произведений. Фото творческой группы ARTES |
Коллектив сразу заметили и пригласили с одной из программ в Театр на Набережной, а также на фестиваль «Музыкальное наследие Арбата» в качестве специального гостя. Вскоре группа стала победителем фестиваля «Серебряный век, или Синтез искусств», проходившего с сентября 2010 года по июнь 2011 года в Мемориальном музее А.Н.Скрябина, при поддержке правительства Москвы и Департамента культуры Москвы. Фестиваль был приурочен к 140-летию со дня рождения великого русского композитора, пианиста, поэта и философа Александра Николаевича Скрябина. Благодаря нескольким разноплановым выступлениям, вызвавшим положительный отклик как у зрителей, так и у ряда средств массовой информации, ARTES удалось получить не только главный приз, но и приз зрительских симпатий в рамках данного фестиваля. «Мы не навязываем зрителю свою точку зрения, не выносим догматических суждений, мы приглашаем поразмыслить вместе с нами на предложенную тему. С этой точки зрения нас в определенной степени можно назвать наследниками одной из самых ярких эпох русской культуры – эпохи Серебряного века», – сказала руководитель коллектива Елена Потяркина после представления на одном из этапов конкурса. Позднее творческая группа с успехом играла в Российско-Немецком доме и в МГК имени П.И.Чайковского.
В своем выступлении 17 мая в Консерватории имени Чайковского ARTES объединили творения французского композитора Эрика Сати, одного из реформаторов европейской музыки первой четверти ХХ века, со стихами Рембо, Верлена, Верхарна и Превера. Но больше всего публику поразила необыкновенно эмоциональная коллаж-фантазия «соОТВЕТствия», которая открывала последнюю, третью, часть представления, в честь которой и была названа вся музыкально-литературная композиция. В своем произведении Елена Потяркина использовала темы Пьяццоллы и Леблана, стихи Бодлера, Элюара, Лермонтова, Цветаевой, Дементьевой, Маршака, Вяземского и свои собственные. Все это позволило задействовать в этой части всех участников коллектива, выступавших этим вечером: двух чтецов, скрипку, виолончель, контрабас и фортепиано.
Одной из особенностей коллектива является постоянное обновление, поиск новых путей. Сама форма представления зависит от пространства. Приходя в новый зал, ARTES трансформирует свое действо – уникальная версия создается для каждого конкретного помещения, даже уже знакомое зрителю выступление каждый раз раскрывает иные грани основной концепции произведения, чтобы снова и снова удивлять и удивляться.
Как сказал в завершение своей лекции Богдан Бегун, «эксперименты зачастую – это очень простые вещи, которые нужно просто попробовать, их попробовали в 60-х и начале 90-х, и получилась своя субкультура, своя эпоха, просто не нужно бояться». И с этим невозможно не согласиться.