0
5406
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.05.2012 00:00:00

Подземный Вавилон

Анна Бродски-Кротти

Об авторе: Анна Бродски-Кротти - литературовед, профессор Университета имени Вашингтона и Ли в Лексингтоне.

Тэги: метро, ньюйорк


метро, нью-йорк Открытие нью-йоркского метро вызвало большой ажиотаж.
Рисунок 1905 года из собрания Библиотеки Конгресса США

Не смущаясь оглушительного грохота поездов, между рельсами пробегает что-то живое и хвостатое. Сомнительные запахи плотно уселись на лестницах, на потолках над платформами поселилась черная пыль окисляющегося металла. Это нью-йоркское метро, ужасающее европейцев и вызывающее усмешку превосходства у попавших в Нью-Йорк москвичей. Однако, как ни странно, к этому метро можно не только привыкнуть, но, прокатившись в жаркий летний день в прохладных вагонах с кондиционерами, узнав его историю, познакомившись с его машинистами, метро это можно даже полюбить.

Нью-йоркское метро – открытый музей, хотя грязный, шумный и беспорядочный. Старые станции с чугунными мостиками, перекинутыми через пути, круглые стеклянные плафоны начала ХХ века, потускневшие узоры стен – все говорит о славной поре начала индустриальной эпохи, когда метро казалось воплотившейся в жизнь фантазией, гордостью города, великим достижением разума и прогресса. Метро открылось с фанфарами в октябре 1904 года. Тогдашний мэр города по фамилии Макклеллан, воспользовавшись своим общественным положением, забрался в кабину машиниста и, к ужасу окружающих, на бешеной скорости повел поезд. Вице-президент Нью-Йоркского метростроя отчаянно гудел, предостерегая рабочих в туннеле, главный менеджер стоял рядом, готовый в любую минуту перехватить контроль. Мэр же был в ребяческом упоении – в 1904-м нью-йоркское метро было самым быстрым.

В первые же выходные более миллиона граждан пожелали прокатиться по подземным туннелям. Целые семьи, нарядившись и приосанившись, садились в метро, чтобы проехать несколько станций. Жители Нью-Йорка были очарованы – станции украшали неброские, но элегантные мозаики в римском стиле и фаянсовые рельефы. Потолки на некоторых станциях были из толстого стекла, образовывавшего одновременно уличный тротуар и пропускавшего дневной свет, а станция городского совета с высокими сводами потолка напоминала романский собор. Но самым главным тут был сладкий вкус социальной справедливости. Новое метро позволило все прибывающему бедному рабочему населению (в основном эмигрантам из Европы) переехать в зеленые пригороды, откуда теперь можно было добраться до городских фабрик и портовых доков за 30–40 минут.

Наверху улицы Нью-Йорка были запружены конками, омнибусами, повозками и тележками, и весь этот старомодный, фыркающий и цокающий транспорт образовывал нескончаемые пробки. Под землей же царила индустриальная скорость электрических поездов, проезд стоил всего пятачок. Наверху еще жила эпоха длинных юбок, кружев и камей, пора церемонных отношений между мужчинами и женщинами. А в подземных туннелях горожане всех сословий, национальностей и полов ехали, тесно прижавшись друг к другу, плотно умятые в вагон специальным служащим. В 1909 году, радея о чистоте нравов и социальной иерархии, одна из линий метро предоставила женщинам в час пик отдельный женский вагон. Но подобные привилегии плохо уживаются с правами. Очень скоро члены Лиги за равноправие трудящихся женщин сообразили, что, если хочешь быть на равных с мужчинами, изволь работать локтями в общей толкучке. Боевая лига со страстью отстаивала свои взгляды в нью-йоркских газетах, и через несколько месяцев женский вагон был отменен из-за непопулярности.

За истекший век метро, которое последние 85 лет не окупается относительно низкой платой за проезд и работает себе в убыток, потеряло лоск, но не дух. Как и в начале XX века, Нью-Йорк опять переполнен иммигрантами, и город срочно строит новые линии. На этот раз новые иммигранты – не только выходцы из Европы, но и из Азии, Южной Америки и Африки. Войдя в вагон, вы услышите испанскую, китайскую, польскую, русскую речь. Коренные англоязычные жители, особенно студенты, не стесняются заговаривать с носителями интересующего их языка. На самой старой линии метро, идущей под Бродвеем от Уолл-стрит до далекого Бронкса, студентов много – вдоль этой линии расположилось не менее пяти университетов, и тут всегда очень оживленно. Здесь все болтают, перекрикивая друг друга и шум поезда. Знакомые и незнакомые обмениваются замечаниями, шутками или жалобами на вечную тесноту в часы пик.


Сегодня в нью-йоркской подземке можно встретить представителей чуть ли не любых национальностей мира.
Фото Reuters

«Будьте бдительны, – объявляет кондуктор, – если вы заметите что-нибудь странное, сообщите машинисту или дежурному на станции». Оглядываюсь: напротив меня сидит молодой францисканский монах в традиционной темной робе с капюшоном за плечами и нетрадиционной синей бейсболке с мятым козырьком, в руках у него телефон, и он яростно пишет эсэмэски; неподалеку, закинув ногу на ногу, сидит крупная женщина в розовом платье, но если присмотреться – это явно мужчина. Подозрительного не видно, но странного очень много, хотя никто этим не обеспокоен. В метро царит толерантность.

А иногда еще взаимопомощь. Недавно мой поезд застрял в туннеле, и молодая женщина из Камеруна, бывшей французской колонии, неожиданно впала в панику. «Иисус Христос! Спаси нас и помоги! Дай нам доехать до дома, увидеть наших родных», – громко причитала она по-французски, мечась по вагону и расталкивая пассажиров. И тут выяснилось, что немало людей в вагоне неплохо знают французский. «Не надо волноваться. Ничего особенного не происходит», – раздалось сразу несколько голосов. Камерунка перестала кричать, села на место и, обратившись к немолодой блондинке, которая ее успокаивала, спросила: «А вы откуда будете?» – «Из Польши», – ответила та. «А! Значит, в Польше тоже по-французски говорят», – догадалась африканская иммигрантка.

Повседневное уживается в метро с возвышенным: рядом с рекламами начиная с 80-х годов городские власти решили вывешивать на стенах вагонов стихи. В основном это стихи англоязычных поэтов, но и русским стихотворцам, Иосифу Бродскому и Вере Павловой, нашлось место в нью-йоркской подземке. «Если есть чего желать, значит, будет о чем жалеть» – держась за поручни переполненного вагона, пассажиры могут вдумываться в стихи Павловой в английском переводе.

Самое интересное – это ехать рядом с машинистом, который читает туннель, как книгу. Недавно мне посчастливилось прокатиться в компании машиниста по имени Шон – жовиального молодого человек и поэта в душе. «Метро работает, как симфонический оркестр – множество сложных движений должны произойти одновременно», – объяснил он. А это не просто: несмотря на то что поезда в метро новейших моделей, сигнализационная система начала ХХ века и частично осуществляется вручную. В одном из туннелей нам навстречу прямо между рельсами мчится небольшая речка. «Грунтовые воды», – поясняет Шон. Каждый день приходится выкачивать 8 млн. галлонов воды, а в дождь так и все 13. Воду эту, которая всегда не холоднее 20 градусов, администрация метро предложила недавно городским университетам для отопления зданий. По мнению Шона, идея здравая – городские университеты смогут тратить меньше электричества. Шон – обладатель типично нью-йоркского оптимизма: «Хорошая работа – всегда в движении, приличная зарплата и отличные коллеги», – говорит он.

В далекие годы холодной войны побывавший за океаном секретарь ЦК КПСС Фрол Козлов в беседе с американскими журналистами указал на неказистое нью-йоркское метро как на символ распада буржуазного общества. Но время показало, что он ошибся в выборе символов.

Метро – это скорее символ удачно построенного Вавилона, где впритирку, но без обиды сосуществуют люди всех языков и наций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1619
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1392
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1256
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
885

Другие новости