Одна из звезд торжественного речного парада – судно "Глориана".
Фото Reuters
Единственным британским монархом, который правил дольше Елизаветы II, была Виктория. Она отмечала свой юбилей во времена расцвета империи, окруженная принцами из восточных колоний, и до Вестминстерского аббатства ее сопровождала индийская конница.
С тех пор от империи мало что осталось, а подданные стали капризными. Даже свобода королевы позвать на свой праздник кого она пожелает ставится под сомнение. У многих вызвало раздражение, что на обед по поводу 60-летия правления Елизаветы II во дворец среди других гостей приглашен король Бахрейна, известный жестоким подавлением оппозиции в своей стране. А кому-то не понравилось, что принц Чарльз, участвующий в организации торжеств, опять потратил много денег. Но эти мелочи не смогут омрачить праздник – британцы любят свою королеву и душу вкладывают в подготовку к юбилею.
Композитор Ллойд Вебер, например, сочиняет новую песню. А один кондитер собирается испечь пиксельный портрет Елизаветы из 3120 бисквитов, по числу недель ее правления. Официальную эмблему празднования придумывали дети, победила десятилетняя Кэтрин из Честера. Всех приглашают проявить творческую инициативу, благо начиная со 2 июня для этого будет целых четыре выходных дня. В программе торжеств уже фигурируют огонь, вода, медные трубы и Большой Ланч.
Отметить 60-летний юбилей правления Елизаветы II Большим Ланчем, или праздником улицы, предложил соотечественникам основатель знаменитого экологического проекта «Эдем» Тим Смит. «Еще лет 40 назад британцы жили тесной общиной, – сказал он. – Сегодня мы гордимся своей непохожестью друг на друга, но почему бы не поделиться любовью к нашему монарху, которая нас всех объединяет?»
Королева Виктория – единственная из монархов, кто правил дольше Елизаветы. Джордж Хэйтер, Коронация королевы Виктории. 1838, Королевская коллекция |
И народ откликнулся. Были поданы десятки тысяч заявок на временное закрытие проезда по улицам, где 3 июня пройдут Большие Ланчи, и теперь прежде малознакомые соседи становятся друзьями, вместе придумывая меню, музыкальное сопровождение, игры для детей и взрослых.
Нация мореплавателей не может обойтись без родной стихии, и на этот же день намечена процессия по Темзе. Работяга Темза, день за днем пропускающая грузы, не в первый раз становится местом пышной церемонии. Со времен Средневековья короли и королевы с блеском и плеском отмечали свои праздники на этой реке.
В 1533 году при восшествии на трон Анны Болейн армада из 50 украшенных флагами и позолоченными тканями барж двигалась по Темзе в сопровождении 250 лодок. На первой барже возле герба Болейн, белого сокола в короне, резвились и пели сладкоголосые девушки. На второй дышал огнем дракон. Сама новоиспеченная королева плыла на третьей барже. (Через три года Анну отвезли на казнь тем же речным маршрутом, но это уже другая история.)
Темза течет широко, в этом ее можно сравнить с нашей Невой, так что по ней без труда пройдут более тысячи плавсредств, которые должны участвовать в торжестве. Здесь будут военные крейсеры, пароходы, парусники, речные прогулочные суда, каяки, каноэ, траулеры – всего не перечислишь. В Британии столько разновидностей лодок, что для некоторых названий – например, для рыбацких шхун, где каждая со своей специализацией улова: будь то угри, сельдь, моллюски или устрицы, – не найдешь перевода даже в Большом англо-русском словаре.
Театрализованное водное представление будет разделено на темы: историческую (с небывалым количеством экспонатов, где самому старому почти 300 лет); корабли досуга, рабочие, пассажирские суда. Гребные и педальные лодки пойдут впереди механизированных, а корабли, чьи габариты не позволят проплыть под Лондонским мостом, выстроятся вдоль берегов.
Вовсю идет работа над бисквитным портретом королевы, задуманным кондитером Герхардом Джейном. Фото Reuters |
В начале праздника королевский катер в сопровождении эскорта доставит Елизавету II и ее супруга герцога Эдинбургского на украшенное цветами комфортабельное судно «Дух Чартвелла». На нем они и поплывут во главе флотилии.
Еще одной звездой парада станет «Глориана» с фигурами русалки и морского змея, отделанная каштаном из корнуолльского поместья принца Чарльза и листовым золотом. Знатоки говорят, что она напоминает барку 1732 года Фредерика, принца Уэльского, выставленную в Национальном морском музее.
Эта самая большая весельная лодка Великобритании построена специально к юбилею командой опытных мастеров и их учеников-подростков, осваивающих традиционные способы судостроения. Они работали в три смены. Двигатель, водонепроницаемые отсеки, вся структура «Глорианы» проверены с помощью компьютерных программ военно-морскими инженерами. Но, несмотря на современную начинку ладьи, в движение ее будут приводить 18 гребцов.
Другие корабли украсят вымпелами и транспарантами, а их нарядные пассажиры числом более 30 тыс. (билеты давно раскуплены) будут радостно размахивать флагами. Гудки, свистки, плеск фонтанов сольются со звуками фанфар и грохотом орудий, но среди этого шума найдется место и для музыки.
Кораблей, где разместятся Лондонский филармонический оркестр, Академия старинной музыки, оркестр королевских морпехов из Плимута, а также созданный специально для юбилея Хор Содружества и другие исполнители, будет десять. На одном из них поплывет звонница, чьи восемь колоколов будут перекликаться с колоколами прибрежных церквей.
Ожидается как минимум миллион зрителей, и организаторы обещают мобильный музыкальный банкет, доступный всем. Музыку они подобрали на все вкусы – от английской классики, фольклора до «Африканского вальса», песен «Битлз» и прочих хитов, созданных в годы правления Елизаветы. Но главным мотивом должна стать «Водная музыкальная сюита» Генделя, с XVIII века традиционно исполняемая на Темзе.
А вечером 4 июня к празднику присоединится еще одна стихия. По всему острову, а также по Джерси, Гернси, острову Мэн и другим цепочкой по очереди вспыхнут тысячи гигантских костров и газовых факелов, которые разожгут различные общественные объединения или просто отдельные граждане. Последний огонь вспыхнет на одной из лондонских площадей, его зажжет сама виновница торжества.