0
2330
Газета Стиль жизни Интернет-версия

23.04.2012 00:00:00

Знак человеческий

Регина Бударина

Об авторе: Регина Александровна Бударина - журналист.

Тэги: живопись, тихомиров


живопись, тихомиров По картинам Тихомирова можно восстановить историю России за последние 50–60 лет.
Фото Ольги Поповой

Так случилось, что эти портреты много лет почти никто не видел. Они стояли в мастерской художника среди других работ, в запыленных рамах, храня в себе сочные краски яркой туркменской весны. Именно весной 1959 года Леонид Тихомиров отправился в путешествие по Туркмении. Он объездил лучшие колхозы и совхозы республики и привез домой, в Москву, 11 портретов простых людей, тружеников, работавших на земле: чабанов, хлопкоробов, агрономов. Сельское хозяйство Советской Туркмении в то время быстро развивалось – уже завершилось строительство первой очереди Каракумского канала, снабдившего водой всю южную часть республики. На орошаемых землях начинали выращивать хлопок, кукурузу, овощи, вкуснейшие арбузы и знаменитые туркменские дыни. Появились свои Герои Социалистического Труда, многие туркмены были награждены орденами и медалями за свой нелегкий труд. Вспоминая о своей поездке, Леонид Петрович рассказывает: «Мне, конечно, были интересны в первую очередь люди. Я слышал, что из всех жителей Средней Азии туркмены внешне наиболее красивы. Могу подтвердить: это действительно так. Но есть в них еще и какая-то детская чистота, наивность. В философии есть такое понятие: поэтический возраст. Это про детей. В детские годы мироздание познается через суть вещей, созданных Богом. У меня сохранилось то давнее впечатление о тех людях, чьи портреты я писал в туркменских кишлаках, – красота и чистота. Художник ведь сам по себе не творец, он просто видит суть природы вокруг, суть человека перед ним. А каждый человек воплощает в себе суть миллиардов людей. По одному портрету можно рассказать о целом мире, о поколениях ушедших и ныне здравствующих. Портрет – это не только человек, который на нем, это – знак человеческий».

Несмотря на то что по-русски художник и его модели объяснялись с трудом, это не помешало зоркому восприимчивому глазу гостя оценить достоинство и гордую осанку, с которыми держались люди, позировавшие ему. Неторопливы, спокойны и на первый взгляд малоэмоциональны, но сколько страсти под этой сдержанностью! И, конечно, обязательное уважение к гостю и, конечно, традиционное гостеприимство. Это запомнилось особо. Нелегкая, бедная жизнь, одноэтажные саманные дома с низкими потолками, почти без мебели, вместо привычных для москвича кроватей – лежаки. Зато много ковров и ковриков разного назначения, сотканных из овчины, и одинаковых между ними не найти. Розовый, алый, но чаще всего бордовый, насыщенно-вишневый, красно-лиловый. Такой своего рода гимн красному цвету. В каждой местности – свой орнамент. В саманных домах, увитых зеленым виноградом, в самую жару сохраняется спасительная прохлада.

«Жара, – вспоминает Леонид Петрович, – была для меня совсем непривычная. Но воздух сухой, поэтому дышалось свободно, легко. Я удивлялся, как в таком пекле люди себя прекрасно чувствуют в халатах, теплых даже на вид, и в густых бараньих папахах. Оказалось, эта одежда отлично сохраняет температуру тела, как в термосе. А сами платья и халаты очень интересные, я постарался отразить их необычность в своих работах. Вообще меня во время этой поездки не покидало постоянное ощущение того, что я попал в Средневековье, и во многом из-за того, что все окружающие носили национальную одежду, все женщины были с покрытой головой, в длинных широких шароварах, и почти все с какими-нибудь тщательно подобранными крупными украшениями, на вид старинными. Между тем ведь это было советское время, на полях – современные комбайны и трактора, на дорогах – машины, во всех домах, где я побывал, постоянно работает радио. Но при этом – строгое соблюдение традиций, удивительно почтительное отношение к старшим, средневековый уклад. Жизнь очень простая: дом–земля–дом. Патриархат. И от мусульманской религии никто не отказывался. Хотя, конечно, об этом не говорили. Такой резкий контраст между прошлым и настоящим создавал особое настроение».

Это настроение, ощутимо переданное в картинах Тихомирова, сплеталось и из многих других деталей – многообразия оттенков красного цвета в коврах, бело-розового тумана цветущих яблонь, миндаля, персиковых и алычовых садов, густо-бирюзового ночного неба Туркмении. Задний фон портретов передает тепло и насыщенность майского воздуха, не отвлекая при этом внимания зрителя, позволяя сосредоточиться исключительно на лице изображенного.


Одним портретом можно рассказать о целом мире, о поколениях ушедших и ныне здравствующих.
Фото Ольги Поповой

Гостей принимали во дворе – под навесами. Кормили вкусно, но в памяти осталось только огромное блюдо с янтарным пловом, исходящее восточными запахами, и чай-чай-чай, много чая. Посмотреть на гостя-художника собиралась не только вся большая семья, приходили и соседи. Обычно застолье проходило вечером, становилось прохладней, говорили мало, рассказывали о традициях, о народных обычаях. Так, запомнил Леонид Петрович рассказ одного старика о том, почему у путника в их краю обязательно должна быть с собой кошма из овчины. Оказывается, змеи, скорпионы и ядовитые пауки, которые во множестве водятся во всех почти районах Туркмении, овчину не любят, и путник может считать себя в безопасности от них, имея при себе любой предмет из овечьей шерсти.

«Туркмены тех лет, – отмечает художник, – честно и свято верили в советскую власть, полностью ей доверяя. Один из тех, чей портрет я писал, во время нашего сеанса сказал мне: «Вот что я вам сейчас покажу». Очень бережно достал из кармана сверток и развернул в несколько тряпиц замотанный партийный билет. Это была для него огромная ценность. К сожалению, многое из той поездки забылось, не могу даже с точностью сказать, кто именно были те люди, которые остались на портретах, чем они занимались и за что получили свои награды и ордена. И если бы не подписи на обороте картин, то забылись бы и их имена. Но помню, что работалось мне легко, быстро, всего за один-два сеанса позирования удавалось схватить, понять, почувствовать суть человека. Все это – люди в основном пожилые, прошедшие войну. За их плечами – целая жизнь, их лица просты и естественны, а глаза отражают мудрость поколений. Для меня они и есть образ туркменского народа. Оценивая сейчас то путешествие, я снова понимаю, какое чудо довелось мне увидеть, чудо, созданное Богом».

Вот их имена: Аразилди Гулназаров, Натжан Гурбанодов, Бекмет Аннамамедов, Амет Мальтуримов, Кульназар Назаров, Аннагуль Садова, Дэдебай Cатыкмурадов, Кетэ Атаева, Овез Мередамонов.

Благодаря фотографу Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС) Ольге Поповой эти портреты стали доступны широкому зрителю.

Леонид Петрович Тихомиров родился 16 июля 1925 года в Москве. Детство его было трудным, бедным. Но рисовать начал с ранних лет, и кисть не оставлял уже больше никогда. «Для настоящего художника писать – значит дышать», – говорит он. Леонид Петрович действительный член (академик) Международной академии творчества, заслуженный художник России. Его персональные выставки собирали множество посетителей в Москве, Токио, Саппоро, Париже, Лондоне, Омане, Берлине, Братиславе, на Кипре и на Мальте. По картинам Тихомирова можно восстановить историю нашей страны за последние 50–60 лет, а в его пейзажах, как в зеркале, отражается вся красота Божьего мира, окружающего нас. Он видит ее сердцем. Широко известны его портреты, в том числе портрет балерины Галины Улановой. Некоторые работы Тихомирова переданы в качестве дара правительства РФ правительствам Японии, США, Англии, Франции и других стран, а также выставлены в музеях России и за рубежом и в частных коллекциях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
998
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
616
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1200
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1196

Другие новости