0
3904
Газета Стиль жизни Интернет-версия

05.04.2012 00:00:00

Длинное белое облако

Александра Бождай

Об авторе: Александра Генриховна Бождай - архивариус.

Тэги: новая зеландия, туризм


новая зеландия, туризм Гора Кука, в народе – Аораки, гиблое место.

Для большинства соотечественников словосочетание «Новая Зеландия» прочно ассоциируется с жарой, бесконечными пляжами и пальмами. «Зачем вы вернулись? Ведь там так тепло!» – первое, что мы слышали буквально от всех знакомых. Существует много мифов о Новой Зеландии, постараюсь развеять некоторые из них.

Чего нас туда занесло? А вот дернул меня леший брякнуть: «С тобой, милый, хоть на край света!» Никто за язык не тянул. Пришлось уволиться с работы, продать машину и собрать чемоданы… вернее рюкзак. Один! Сутки в пути, и мы на месте. Все тот же октябрь, только вместо осени вдруг неожиданно весна, а над головой вместо Большой Медведицы – Южный Крест.

Кто куда, а я первым делом на пляж, лягу с коктейлем под пальмой и буду наслаждаться… Не тут-то было!

Страна «длинного белого облака», или на языке маори «Аотеароа», Новая Зеландия состоит из двух крупных островов – Южного и Северного. Поскольку цивилизация большей частью сосредоточена на Северном Острове, а климат на севере значительно мягче, мы без колебаний выбрали для своего визита остров Южный.

Пляжи

Бесконечные пляжи с мелким белым песком – мечта уставшего и замерзшего соотечественника. Но не тут-то было… тихоокеанское побережье Южного острова пустует. Разве что иногда забредут серферы да выйдут на променад пенсионеры, обремененные внуками и собаками. Близость Антарктиды дает о себе знать, вода не прогревается, а местные даже летом отдают предпочтение крытым бассейнам. И не только от любви к теплой водичке…

По радио граждан постоянно предупреждают об опасности солнечной радиации. Озоновые дыры – не пустой звук. Смертность в Новой Зеландии на 80% – это рак кожи. Если в разгар летнего сезона, в середине января, вы и увидите на пляже детишек, гоняющих мяч, скорее всего на них будут неопреновые костюмы с UV-фильтром. Любителей «овощного» отдыха у воды поджидают и другие сюрпризы.

Однажды ночью нас занесло в прибрежный кемпинг у города Кайкоура. В темноте ставили палатку, в темноте ложились спать. Всю ночь вокруг палатки топали, похрюкивали и скреблись привычные опоссумы, ежики и кролики, но были и другие звуки… рядом с нами кто-то рычал, и он был явно не один. Раньше нам приходилось сталкиваться и с морскими львами, и даже видеть издали морских слонов, а уж котиков-то в Новой Зеландии просто навалом. Но вот ночевать прямо посреди колонии тюленей еще не приходилось. Запомните! Если пляж песчаный – ищите морских львов, а если скалистый – опасайтесь тюленей. Их здесь тысячи, и они никого не боятся. Съесть не съедят, но укусить могут, тогда придется долго и нудно лечиться от какой-нибудь хитрой инфекции.

Пингвины здесь тоже не редкость, но самые крупные их колонии давно уже обнесены забором. Министерство сохранения (главный налоговый вампир Новой Зеландии) старается взимать плату за все, что поддается хоть какому-либо административному воздействию. Пингвины поддаются, поэтому увидеть их на диком пляже сложно, но можно.

Тепло

Розы в Новой Зеландии цветут круглогодично. Несмотря на снег и ледяной ветер. Причем долго снег не залеживается – дает о себе знать невероятная сейсмическая активность острова. А вот пронизывающий ветер дует круглый год. Недаром типичная одежда новозеландца – пуховик и вьетнамки на босу ногу. От людоедства до нанотехнологий прошло менее 200 лет, поэтому Новая Зеландия до сих пор не изжила некоторые забавные пережитки прошлого. С первым из них мы столкнулись прямо в аэропорту города Окленда – финансового центра страны.


Так работает ветер!

Над небольшой раковиной в туалете обнаружилось два крана – с холодной и горячей водой, сбоку на цепочке висела затычка. Воду здесь давно уже не экономят, а вот энергию… энергию перестали экономить недавно и общественные места переоборудовать забыли.

Почему мерзнет киви?

Киви, как сами себя называют новозеландцы, привыкли мерзнуть. Испокон века, точнее с конца XIX века, когда в стране свирепствовала золотая лихорадка, тут существует культ Южного человека.

Южный человек (в отличие от снежного) – это ковбой Мальборо на новозеландский лад. Он суров, не боится холода и греха, играет в регби и ездит на четырехлитровом дизельном пикапе. В домах коренных жителей, где по сей день живет 99% населения страны, нет двойных окон и центрального отопления. Народ побогаче развешивает электрообогреватели, тепло от которых тут же испаряется сквозь тонкие деревянные стены. Прочие же топят углем, дровами и соляркой. Отопительный период в больших и малых городах знаменуется черным дымом, висящим в ложбинах между холмами. Перед глазами невольно встают самые жуткие сцены из «Властелина колец», который, как известно, снимался именно в Новой Зеландии. Накануне нашего отъезда мы побывали в гостях у бывших соотечественников, снявших дом на склоне холма в университетском городе Данидине. Камин в доме был устроен не в центре, как это принято у всех мало-мальски практичных народов, а у наружной стены. Не для тепла, а для красоты, ибо тепло уходило через трубу и наружную стену. Для тепла же были приспособлены все те же электрообогреватели.

Пальмы

Пальм в Новой Зеландии, прямо скажем, маловато и становится все меньше и меньше. После изучения некоторого количества источников и пересмотрев все того же пресловутого «Властелина колец», я составила себе представление о стране… Холмистый рельеф, усыпанный овцами, идеальный климат и фантастическая экология. По прибытии на место во все пункты пришлось внести поправки. Оказалось, что на момент подписания Договора Вайтанги, по которому все права на страну так или иначе перешли к белым пришельцам, Новая Зеландия была сплошь покрыта непроходимыми лесами. Да и понятие «лес» было весьма условным. По такому лесу без мачете не погуляешь. Вот тут-то и росли те самые пальмы, символ беззаботного пляжного отдыха. Но увы… практичные европейцы всего за несколько десятилетий вырубили все леса, выкорчевали все корни, распахали и засеяли всю землю. Лес, конечно, жалко. Жалко и несчастных птичек киви, которые вслед за новозеландскими лесами уходят в прошлое. И все-таки, как сказали бы классики марксизма-ленинизма, «нельзя недооценить подвиг человеческого труда, товарищи»!


Черные лебеди на океанском отливе. Белые лебеди в Новой Зеландии – редкость.
Фото автора

Если Новая Зеландия – это единственное место, где вы еще не грели пузо, вам дорога на север (а еще лучше в Австралию). Юг (читай дичь) оказался для нас в сто раз милее, потому что тут и фьорды, и дикая природа, и ледники, и гора Кука, но про Кука как-нибудь в следующий раз…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1274
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
658
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
586
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
753

Другие новости