И на работе не надо забывать о корнях.
Фото Reuters
«В минувшую пятницу, согласно распоряжению мэрии, все наши сотрудники пришли на работу в национальных одеждах. Мы считаем, что подобный шаг приведет к популяризации национального костюма. И надеемся, что и другие города и районы поддержат нашу инициативу» – так руководство киргизского города Джалал-Абада на юге страны открыло новую страницу в истории поиска национальной идентичности.
С момента обретения независимости в 1991 году Киргизия, небольшая и небогатая страна в самом центре Средней Азии, искала свое место в мире. Словно подросток, страна мучительно пыталась осознать себя, понять свои желания и страхи. Поиски эти проходили весьма сумбурно и к данному моменту ощутимым успехом не увенчались. Киргизы продолжают путь самопознания, нередко удивляя окружающий мир.
Сначала, после распада СССР, как и многие другие страны, республика взяла курс на интенсивную дерусификацию. В Бишкеке стало модным обвинять Россию во всех грехах. Ура-патриоты, убеждая окружающих, что Москва высасывала все ресурсы из Киргизии, практически не давая ничего взамен, обещали уже через пару-тройку лет наступление сытой и счастливой жизни. От советского наследия было предложено отмахнуться, как от кошмарного сна. На смену советскому человеку должен был прийти новый гражданин – независимого Кыргызстана. Среди прочего рост патриотических настроений был использован и для выдавливания русских и обрусевших киргизов из системы госуправления (данный процесс успешно продолжается до сих пор).
Одной из первых провозглашенных идей было построение независимой демократической республики. Первый президент независимой Киргизии Аскар Акаев, обещая создать из страны «островок демократии в Средней Азии» и «вторую Швейцарию», получал под это внушительный объем финансовой помощи с Запада.
Параллельно в стране создавалась своя историография. Учитывая, что еще 150–200 лет назад на месте нынешней Киргизии был лишь конгломерат противоборствующих племен, появилась необходимость создать историю древнего, могучего государства. Местные специалисты искали (или создавали) в старинных летописях свидетельства о древних корнях Киргизии. В результате – на зависть соседям страна отметила такие праздники, как «2200 лет государственности», «3000 лет городу Ош», «1000-летие эпоса «Манас».
«Под непосредственным руководством Президента [Акаева] проведен Первый всемирный курултай кыргызов, который, несомненно, способствовал сплочению народа, расширению горизонта этнического самопознания кыргызов. А широко отмеченное на международном уровне 1000-летие эпоса «Манас», проведение 3000-летия Оша имели большое значение не только в углублении и расширении знаний об истории кыргызского народа и его государственности, его самобытной и богатой культуре, но и способствовали превращению их в активный и действенный компонент духовности, поднятию социально-психологического тонуса народа». Эти выводы принадлежат Алтаю Борубаеву, спикеру палаты парламента Киргизии в 2003 году.
По прошествии 20 лет местная элита, не имея возможности похвастаться реальными достижениями, публично винит во всех неудачах бывших «президентов-кровопийц» и абстрактные зловещие «третьи силы». Череду переворотов (2005 и 2010 годы) местные идеологи пытаются подать как свидетельство силы, независимости и мудрости народа, населяющего киргизские степи и горы. На волю народа ссылаются практически все политики, пытаясь оправдать любое из своих действий, однако о реальных желаниях народных масс почему-то никто не спрашивает. Имитируя народную демократию, ряд политических сил регулярно инициируют проведение народных курултаев (аналог новгородского вече).
Киргизия по-прежнему бросается из крайности в крайность: с одной стороны, нарастающая борьба между кланами за власть и сепаратистские тенденции в регионах, с другой – попытки балансировать между интересами «старших братьев»: России, США, Китая, арабских стран и ближайших крупных соседей – Казахстана и Узбекистана.
Главным способом найти ответы на острые вопросы и вызовы современности, а также обрести почву под ногами и основания для гордости по-прежнему, как и 20 лет назад, остается обращение к прошлому, к традициям. Оттуда инициативы по принудительному ношению национальной одежды, внедрение в школьную программу предмета «манасоведенье».
Скачки – одно из любимых национальных состязаний киргизов. Фото Vyacheslav Oseledko/AFP |
За 20 лет государство так и не смогло создать ни национальной идеологии, ни внятно объяснить, куда и зачем идет страна. К примеру, гражданам по-прежнему не хватает оснований для гордости за нее. Местные жители, говоря о Киргизии, хвалятся красивейшими горами и долинами, озером Иссык-Куль и крупнейшим в мире эпосом «Манас». Однако при этом практически не могут привести современных примеров, за исключением нескольких талантливых музыкантов, актеров и спортсменов, до сих пор берущих золотые медали за рубежом.
Эта неуверенность в себе, причем в масштабе государства, и является причиной некоторых действий киргизских властей на внутри- и внешнеполитической арене. Например, многих не перестает удивлять постоянно меняющаяся позиция Бишкека по отношению к авиабазе США «Манас», а теперь еще – и к российской базе в Канте. Много раз на уровне первых лиц Киргизия заверяла Москву в дружбе и особо привилегированных отношениях, и на этом фоне неожиданными оказались претензии, предъявленные России президентом Атамбаевым. Много раз американцев выгоняли из «Манаса», но затем соглашались на их присутствие по сходной цене. На минувшей неделе в Бишкеке вновь прошли антиамериканские акции, которые, несмотря на лозунги с требованием покинуть Киргизию, вовсе не отражают неприязни местного населения к американцам. Просто так сложилось – жить не на что, работать негде и к тому же – весна на пороге. А весной, как известно, у киргизов начинается пора массовых инициатив, нередко заканчивающихся выступлениями или революциями. Так уж повелось.
И нынешняя весна – не исключение. Народ перекрывает дороги на юге страны, протестуя то против одного, то против другого шага власти. А власть пытается законодательно «закрыть» возможность киргизстанкам выходить замуж за иностранцев, но при этом ничего не делает, чтобы покончить с насилием в национальных семьях. Начинает возмущаться тяжелой жизнью сотен тысяч трудовых мигрантов в России, но не создает нормальных условий для труда внутри страны. В межнациональных конфликтах, которые происходят на юге, винят кого угодно, но не продажных чиновников и силовиков. То и дело звучат обвинения в адрес «третьих сил». Собственно, усиливающиеся поиски внешних врагов и подчеркивание собственной исключительности: «Киргизия – центр мира, и потому – геополитических интриг» – являются одним из основных трендов последнее время. Любопытно, что с такими амбициозными заявлениями публично выступают известные в стране политики и политологи. Они предлагают народу поверить в особое предназначение. Недавнее указание руководителей Джелал-Абадской области всем чиновникам по пятницам приходить на работу в национальной одежде – из того же ряда. Над нововведением можно бы и пошутить, но если учесть, что на юге Киргизии рядом, но не очень дружно живут киргизы и узбеки, то возникает вопрос: в какой национальной одежде предлагается появляться на госслужбе чиновникам – киргизской или узбекской? При этом надо учесть: любой ответ будет принят в штыки одной из диаспор. А к чему приводит непонимание на юге, показали ошские события 2010 года. Так что лучше носить обычный сюртук – по крайней мере безопаснее.