После кружечки темного всегда приятно пройтись по нахохлившимся улочкам...
«Наверное, в этом городе очень любят русскую литературу», – убеждал я себя, проходя по улицам Пушкина, Лескова, Горького, проспекту Достоевского. По пути мне встретились еще и улицы Московская и Ломоносова, и в этом не было бы ничего удивительного, ни находись я чуть ли не в центре Европы. В то время как после парада суверенитетов и бархатных революций многие страны бывшего соцлагеря с маниакальной тщательностью вычищали себе историческую память, словаки почему-то решили, что русские фамилии на карте Братиславы им совершенно не мешают.
Для носителя русского языка нет ничего более странного, чем пользоваться в Словакии какими-либо разговорниками. Самый оптимальный способ коммуникации в этой чудесной стране – обратиться к местным жителям по-русски, внимательно выслушать их ответы по-словацки и с удивлением отметить, что вы друг друга великолепно поняли. «Мы же славяне!» – констатировал торжество панславизма почтенный дедушка в старомодной шляпе, у которого я спросил дорогу от вокзала к центру.
Часто я слышал о Братиславе от вполне вменяемых людей, которые как будто пересказывали фрагменты глупой молодежной комедии «Евротур», где она представляет собой нечто вроде дикой Трансильвании эпохи второго пришествия Дракулы, только с поправкой на XXI век. Да, как и 100 лет назад, поезда там отправляются по свистку, прибывая на железнодорожный вокзал, вы словно въезжаете в эпоху старой доброй Австро-Венгрии. Действительно, на ее улицах до сих пор чадят черными выхлопами желто-зеленые «Икарусы» из соцреалистических 80-х, в спальных районах давно пора снести половину домов, а Старый город со всеми его узкими улочками и площадями можно исходить часа за полтора даже неспешным шагом. Вы почти не найдете монументальных и величественных памятников имперского величия, как в соседней блистательной метрополии, зато часто будут попадаться следующие скульптурные композиции: человек, фотографирующий из-за угла, будто бы подглядывая за какой-нибудь красивой пани, водопроводчик в каске, вылезающий из канализационного люка, или просто веселый господин, скорее всего в легком подпитии. А у концертного зала, к примеру, внизу изображен музыкант, а наверху здания – огромное ухо, к которому летят ноты.
Здесь даже Дунай не такой широкий, как в Вене, до которой всего километров 60 – это самое короткое расстояние между столицами в мире. Столетие назад между ними курсировал трамвай, а сейчас можно сесть на остановке под Новым мостом в комфортабельный автобус, и через час вы будете на юго-востоке Вены всего за 6 евро. Или выложить 25 на пристани и доплыть на теплоходе, если никуда не спешите.
Впрочем, и не стоит торопиться уезжать из Братиславы сразу после обеда, где вам предложат вкуснейшие и сытные блюда за смешные по европейским меркам цены. А перед подачей порций, более пригодных для трапез Гаргантюа и Пантагрюэля, поднесут еще и стопку «Боровички» «для аппетита». Но с аппетитом у вас и так не возникнет проблем, если вы решитесь прогуляться к достопримечательностям, до которых туристы элементарно ленятся добираться. Один из таких районов – Винограды. Если вы обладаете отменной физической формой, получаете удовольствие от свежего воздуха и вам нравится взбираться по крутым склонам, то смело выбирайте маршрут по улице Hlboka cesta, ведущий на вершину холма: и все эти страпачки и кнедлики, вепревы колена и другие жирные блюда из свинины или форели отлично усвоятся организмом, пока вы туда дойдете. Наверху вас ждет внушительный мемориал в честь советских воинов-освободителей. К мемориалу регулярно привозят на экскурсии детей целыми классами, и за их историческую память можно оставаться спокойными.
...дойти до Старого города... |
С этого холма панорама города открывается даже более полная, чем с веранды ресторана «Град», который располагается прямо под стенами белокаменного Братиславского града. Учитывая его самое что ни на есть главное местоположение во всей стране, я с сомнением пересчитал мелочь в кармане, однако прекрасные виды манили посидеть с кружкой пива, обозревая Старый город. Каково же было мое удивление, когда его цена оказалась равной 1 евро 57 центов! Я живо представил, что бы со мной случилось, присядь я так под стенами Кремля. Скорее всего мне пришлось бы расстаться с предметами верхней одежды или неделю мыть посуду, чтобы не попасть в долговую яму.
Наши законодатели пытаются побороть уличное пьянство в России своими любимыми методами – штрафами и административными наказаниями. Однако в Братиславе такой проблемы просто не возникает. Если отойти чуть подальше от туристических маршрутов, то в барах и кафе кружка настоящего «пльзеньского» (благо Чехия совсем рядом) обойдется лишь в 1 евро: не дороже, чем в магазине. Нет никакого смысла распивать на улице, когда на каждом углу вас поджидает уютное заведение с хорошей музыкой и правильным освещением. Гуляя по Новому месту, я зашел в один из таких баров. Внутри сидели усатые пожилые словаки и обсуждали свои важные дела. Подобные подвальчики, где нет меню на английском и пьяных песен на этом же языке, вызывают у меня неподдельное уважение перед историей и местными культурными традициями. Увидев меня с рюкзаком, они произнесли в разговоре между собой: «Дервиш». Возможно, это устоявшийся оборот речи, обозначающий путешественника, – я не стал вмешиваться в их серьезную беседу и проводить лингвистическую экспертизу.
...и узреть белокаменный Град. Фото автора |
Выбирая место для ночлега, я руководствуюсь лишь тем, что главное – это прийти вечером в комнату с непротекающей крышей, принять теплый душ и лечь спать хотя бы не на полу с гвоздями. Меня не пугают двухэтажные кровати и соседство пяти человек из разных стран на трех квадратных метрах. Чтобы сделать небольшой привал после насыщенного дня, совсем не нужны плазменные панели во всю стену, позолоченные унитазы и лицемерно-услужливый персонал, действующий на нервы. Поэтому я смело направился в Hostel Blue на улице Spitalska, 2, всего в 10 минутах пешего хода от Михальских ворот, то есть практически в самом центре. Вечером в баре хостела выступают молодые музыканты для любителей живого самодеятельного блюза, а единственный его настоящий минус – это часы на башне буквально через дорогу, отбивающие время каждые четверть часа. Однако если вы хорошенько побродили по городу и приняли пару кружек темной «Крушовицы» после ужина в качестве снотворного, ваш сон не пострадает из-за каких-то башенных часов из Средневековья. На другой стороне этой же улицы находится Patio Hostel и стоит те же 18 евро за сутки. Но первый вариант привлек меня девушкой на ресепшен, которая прекрасно говорила по-русски и даже ездила на стажировку в Москву от Института Пушкина. Решив, что девушке надо обязательно постажироваться еще немного, я помог вспомнить названия нескольких московских улиц и заведений высокой культуры, где ей удалось побывать, после чего она выдала мне ключи и бесплатный план города, который я и так исходил вдоль и поперек безо всякого плана. В ходе этих прогулок мне часто приходило на ум, что словацкая столица была бы вполне пригодна для моей жизни, окажись я привязанным к ее географическим координатам по каким-то трансцендентным причинам. Впрочем, подобным образом я думаю почти обо всех местах, в которые попадаю. Но в Братиславе я себя чувствовал почти как дома на юго-востоке Москвы. То есть – уж точно не хуже, чем в окрестностях станции метро «Братиславская».