Город будущего, вид сверху. Люди с нестандартным мышлением должны придумать, как разрушить Нью-Йорк за несколько минут.
Кадр из фильма «Пятый элемент», 1997
Неожиданно мгновенно – даже в краткосрочной исторической ретроспективе – футурология вдруг сделалась вполне университетским, академическим даже занятием. В СССР футурологию отождествляли в лучшем случае с научной фантастикой. Еще в не таком уж и далеком 1974 году известный советский физик-кристаллограф, профессор Александр Китайгородский ставил под сомнение содержательность самого термина «футурология»: «┘Строго говоря, такой науки не существует, ибо уверенные прогнозы способен делать лишь узкий специалист в своей области».
Сегодня в футурологическом воздухе запахло озоном. «Самое странное в моих отношениях с капитализмом то, насколько мир бизнеса приблизился к научной фантастике, – пишет известный американский фантаст и футуролог Брюс Стерлинг. – Бизнесмены начали просить меня занять руководящие посты, войти в консультативные комитеты или в советы директоров корпораций┘ Я зарабатывал себе на жизнь, делая деньги на чем-то вымышленном и странном, а они считали это важнейшим для бизнеса качеством».
И Стерлинг был только одной из первых ласточек этого странного на первый взгляд процесса.
Осенью 2007 года мне довелось побывать в Красноярске на международной конференции-выставке «Алюминий Сибири». Организаторы – UC RUSAL и научно-технологический центр «Легкие металлы» – приготовили необычный, изысканный, я бы сказал, интеллектуальный десерт. Из США был приглашен для выступления перед участниками конференции физик-теоретик, профессор Университета Нью-Йорка, а по совместительству футуролог Мичио Каку. Американец японского происхождения, профессор Мичио также известен как автор научно-популярных бестселлеров Beyond Einstein («За пределами Эйнштейна»), Hyperspace («Гиперпространство»). На конференцию в Красноярске Мичио Каку привез одну из последних своих книг – Visions: How Science Will Revolutionize the 21st Century and Beyond («Видения: как наука революционизирует XXI век и дальше»).
Казалось бы, ну зачем серьезным производственникам, обсуждающим, например, проблемы коллоидных анодов, знать один из вариантов будущего за пределами Эйнштейна и тем более за пределами XXI столетия? Ироничный скепсис действительно нет-нет да и проскальзывал в кулуарных разговорах┘ Но актовый зал Дворца культуры Красноярского алюминиевого завода, где проходила конференция, на выступлении Мичио Каку был забит битком. Оно и понятно, ведь представился исключительный случай: плакаты, расклеенные по Красноярску, утверждали: «Каку Мичио знает все».
Возможно, в России это был первый случай внедрения футурологической, неосязаемой вроде бы реальности в сугубо приземленные, производственные техпроцессы. На Западе это стало чуть ли не рутинной практикой. Вот несколько из последних примеров.
В январе 2011 года корпорация Intel сообщила о назначении креативным директором продюсера и лидера рок-группы Black Eyed Peas, который предпочитает псевдоним Will.i.am. «С приходом Will.i.am творческие возможности нашей компании станут поистине безграничны, – заявила тогда вице-президент Intel, директор по маркетингу Дебора Конрад. – Ведь это не только талантливый музыкант и продюсер, но и настоящий новатор, исследующий границы технологических возможностей в личной и профессиональной жизни┘ И мы с радостью объявляем о присоединении к нам этого человека, что поможет установить более тесный контакт с нашими потребителями».
Полвека назад будущее виделось так: «За прозрачной стеной удивительной оранжереи сияла окруженная бесчисленными искрами немигающих звезд голубовато-зеленая планета – наша Земля». Рисунок и текст из книги «Репортаж из XXI века», М., 1958 |
Руководство IT-гиганта не скрывает своих надежд, что «сотрудничество с музыкантом будет соответствовать концепции «Вычислительного континуума» Intel. Will.i.am будет принимать активное участие в развитии концепции маркетинга новых продуктов корпорации, включая разработку новых ноутбуков, смартфонов и планшетов. Сферой сотрудничества станет также инициатива Intel «Визуальная жизнь», которая полностью меняет способы общения владельца с вычислительным устройством и другими пользователями».
Все в том же январе Илья Осколков-Ценципер, основатель издательского дома «Афиша», стал вице-президентом Yota Group. «В этом процессе я выполняю роль «придумывателя» и концептуализатора, – пояснил свои функции Илья. – Программистами я, к счастью, не командую».
Чуть раньше, в декабре 2010 года, актер, режиссер и православный священник Иван Охлобыстин занял пост креативного директора «Евросети». Одна из задач, которая перед ним поставлена, – вызнавать у производителей сотовых телефонов перспективные технологии.
Впрочем, умельцы подсмотреть в замочную скважину за будущим требуются не только в технологических корпорациях. Правительство США наняло «людей с нестандартным мышлением», чтобы они придумали┘ как разрушить Нью-Йорк за несколько минут. Все это делается в рамках специальной программы Red Cell по превентивным действиям в отношении террористов. Одним из участников Red Cell стал, например, американский писатель Брэд Мельцер. Его сочли подходящим в эту команду «как романиста, пишущего триллеры, действие которых происходит в подземных туннелях под Белым домом»┘
По оценкам экспертов, самые лучшие менеджеры программ в американском Агентстве передовых оборонных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA, Defense Advanced Research Projects Agency) – это научные фантасты.
В общем, разведчики будущего – это уже очень востребованная специальность.
Выясняется, что гораздо более эффективный способ предсказать будущее не через экстраполяцию (механическое продолжение) тенденций развития современных технологий и тенденций, а через отправку в будущее желательных нам самим значений (знаков). Американский философ Михаил Эпштейн называет эти значения футурологизмами. «Футурологизмы – это слова, которые предшествуют самим явлениям, как бы опережают их┘» – поясняет Эпштейн.
Между прочим, так появились вполне реальные и привычные нам сегодня роботы, киберпанки и киберспэйс (киберпространство)┘ Роботы – изобретение братьев Чапеков (1920-е годы); киберпанки и киберспейс – Уильяма Гибсона (1980-е). Кстати, Уильям Гибсон – друг и соавтор Брюса Стерлинга.
Вот для создания таких знаков – посланий в будущее – и призываются под знамена бизнеса и политики «люди с нестандартным мышлением»: писатели, актеры, религиозные деятели, физики, специалисты в области медиа┘ Но мы вполне можем предположить, что в перспективе этот биошовинизм будет успешно преодолен. И уже искусственные нейронные сети будут формировать некий образ, который может быть заброшен в будущее┘
В общем, все, как в популярной советской песенке, – «Устроены так люди, желают знать, что будет».