0
1670
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.01.2012 00:00:00

Драконоведение на все случаи жизни

Игорь Михайлович

Об авторе: Игорь Михайлович Михайлов - прозаик

Тэги: фольклор, христианство, политика


фольклор, христианство, политика Главные русские драконоборцы.
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881–1898. ГТГ

Прошло лет пятьдесят с хвостиком с того благословенного момента, как в 1956 году по мотивам былин об Илье Муромце в СССР вышел в прокат фильм «Илья Муромец». Режиссером этого советского блокбастера был Александр Птушко, а исполнителем заглавной роли Ильи Муромца – неподражаемый Борис Андреев. Борис Андреев в советском кинематографе – олицетворение русской неохватной богатырской мощи и удали. Единственное, чего ему, на мой вкус, не хватило, так это разбойничьей повадки, которая хорошо видна у Васнецова в его «Богатырях». Образ Ильи Муромца, который 33 года сидел на печи, и лишь после того, как его чудесно исцелили калики перехожие или старцы, встал и «замочил в сортире» Идолище поганое, берет свои корни в христианстве. Недаром и Илье, и Христу на момент, когда они совершают бессмертные подвиги, – 33 года. Позже советская иконография позаимствует образ богатыря у христианства и фольклора. Роль калик перехожих исполнят ходоки, которые снимут путы с богатырской силушки Ленина. А оный задушит на корню гидру контрреволюции! В фильме, который довольно успешно эксплуатирует былинный образ из русского фольклора «Илья Муромец и Идолище поганое», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и «Бой Ильи Муромца с Жидовином» и т.д., появляется и Змей Горыныч. Наступающий год по китайскому календарю – Год Черного Водяного Дракона. А Дракон – это и есть Змей Горыныч.

Можно не особо погружаться в мифологические изыскания, чтобы докумекать: по всем христианским канонам дракон или змий – это дьявол. Поэтому, собственно, сражение Ильи со Змеем Горынычем – фольклорная переработка евангельского сюжета борьбы Георгия со змием или предводителя небесного воинства Архангела Михаила с тем же самым врагом человечества (Георгия с Михаилом довольно часто путают).

На повестку дня встает вопрос: что же делать? На 21 декабря 2012 года (осталось только уточнить точное время) назначен конец света. А тут еще митинги оппозиции, выборы президента и прочая укроп-петрушка.

Следуя мифологии еще одной не менее примечательной притчи (фильм Марка Захарова «Убить дракона», пронизанный духом перестройки, гласности и ускорения), надо искоренить дракона в себе самом! Фильм этот и подоспел к тому моменту, когда развалили СССР. Понятно, кто развалил: Идолище поганое или Дракон! Собственно, пьеса Евгения Шварца, написанная в Сталинабаде в эвакуации в далеком 1942 году, тоже по своей сути воскрешает из памяти и миф о сражении рыцаря (или воина Христова) со змием или Илью Муромца, который рубит в фильме Птушко папье-машовые головы Идолища поганого. Замена Ильи Муромца на рыцаря Ланцелота особой роли не играет. У пьесы этой странная судьба. Всякий раз, как только кто-то из режиссеров брался за ее постановку, спектакль запрещали. Причем это не лучшая из пьес Шварца, который в основном обрабатывал уже известные сказочные мотивы. Но, видимо, ходульность сюжета и довольно упрощенная символика, бьющая не в бровь, а в глаз, ставила в тупик советских цензоров, которые в этом извечном противоборстве добра и зла видели прозрачный намек на очередного генерального секретаря, Ленина, Сталина и т.д. А интеллигенция, привыкшая к кукишам своим и чужим в кармане, с рыцарским упрямством эту фигу в пьесах тотчас же обнаруживала, даже если ее там и не было.

Итак, Евгений Шварц в 1942-м, а Марк Захаров на рубеже 1990-х предупреждали: дракон, Идолище, дьявол внутри нас, а не вне. Но никто не послушался. Либо потому, что таково свойство человеческой натуры – не видеть бревна в собственном глазу, либо дракон, змий или враг человеческий (нужное подчеркнуть) окончательно и бесповоротно победил. И теперь нам всем остается пожинать плоды и с наслаждением цитировать Шварца, судорожно подрагивая лицом от нервного тика: «Ведь он все-таки лучше, чем Дракон. У него есть руки, ноги, а чешуи нету. Ведь все-таки он хоть и президент, а человек!», «Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного», «Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать» и т.п.

Самое во всем этом сюжете о драконах и идолищах пикантное вот что. Шварц со всей псевдозападной символикой – рыцарь Ланцелот, Бургомистр, Эльза и т.д. – донельзя абстрагирует от нас зло. К примеру, не очень продвинутый зритель или читатель может всегда найти для себя лазейку, указав, что все это, конечно, актуально, но не для нас, а для загнивающего Запада. А вот миф об Илье Муромце и Жидовине – бальзам на душу квасного патриота с капустой в бороде. Потому как яснее ясного указывает адресата всех бед и несчастий России, ее прошлого и настоящего!


Драконы окружают нас...
Фото Александра Анашкина

Итог. Христианство, так же как и патриоты, не сомневается в том, кто причина всех бед человеческих. Мало того, враг человеческий, как, скажем, в сюжете с искушением святого Антония, может принимать любой облик, в том числе и соблазнительно-женский. Поэтому за фигурой дракона маячит прекрасная половина человечества. А немецкий историк, теолог, знаток оккультных наук XV века Иоанн Триттемий, в своем «Трактате о дурных людях и о колдунах» написавший: «Подобно тому, как следование доброй воле делает хороших людей равными по духу ангелам, так и испорченность злых людей делает их подобными демонам», – добавляет к этой половине и остальное человечество.

Но если согласно христианской доктрине поклонение дракону – синоним поклонения дьяволу, то на Востоке дракон является – с точностью до наоборот – символом успеха и, как это для нас ни печально, добра. И чествование его – способ привлечь на свою сторону силы света и возможность защитить свое жилище от злых духов (сиречь – демонов)! Восточная мудрость и литература давно и прочно взяли на вооружение дракона в качестве светлого символа, следование которому должно вселить в человека уверенность, надежду на лучшее и осуществление новых творческих идей! А астрологи свидетельствуют, что «человек, родившийся в год Водяного Дракона, доступен, дружелюбен, с ним легко иметь дело». Все эти восточные календари – полный фэншуй. Но все же, как это понимать?

Дракон – герой или антигерой в то время, когда по телевизору идет кино про очередной Армагеддон, дети моются шампунем с изображением симпатичного дракончика, а из красного угла на все это дело взирает доблестный Георгий Победоносец? Похоже, дракон давно и прочно вошел в нашу жизнь. Или все же «раздавить гадину» никогда не поздно? Главное – обнаружить цель!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
785
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1033
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
834
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
678

Другие новости