0
1598
Газета Стиль жизни Интернет-версия

23.12.2011 00:00:00

Зубной щеткой и промокашкой

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - завотделом культуры "НГ"

Тэги: музей, театр, костюм, кострома


музей, театр, костюм, кострома Глядя на эти костюмы, Вера Цыпляева может не беспокоиться: старинных церковных тканей среди них уже нет – все в музее.
Фото предоставлено Костромским театром имени А.Н.Островского

Вера Сергеевна Цыпляева – директор Костромского музея театрального костюма, официально, правда, музей – всего лишь отдел Костромского театра имени Островского, такой же, как литературная часть или музыкальная, но места занимает больше. С Верой Сергеевной мы поехали в Ипатьевский монастырь. Она рассказывала об иконах, задрав голову к церковному куполу, а я смотрел на ее полушубок с вышитыми бисером пуговицами. Не могу утерпеть: «А вышивали бисером вы сами?» – «Конечно, сама». Красиво!

Надо рассказать, как появился этот музей. Восемь первых отреставрированных костюмов подготовили и выставили к визиту Путина, который тогда был президентом. Путин костюмов, кажется, так и не увидел, а местная администрация обратила внимание и выделила театру деньги на специальные музейные витрины. Вера Сергеевна своим энтузиазмом кого хочешь заразит, и, хотя поверить в это почти невозможно, костромской губернатор передал театру отдельно стоящее здание начала прошлого века с огромным окном эпохи модерн во втором этаже, причем ради музея театрального костюма пришлось выселить местную избирательную комиссию. Аргумент, правда, был: на этом месте когда-то стоял дом, в котором родился Федор Волков, Вера Цыпляева утверждает, что подвалы – волковские, тех времен, в них отец первого русского актера яблоки хранил, а сады его начинались прямо перед домом, через дорогу.

Как многие, кто служит в театре, Цыпляева хотела стать актрисой, и даже отучилась четыре года в старейшем Ярославском театральном училище, но перед самым дипломным спектаклем что-то не заладилось, вероятно, возник конфликт с руководителем курса: «Сейчас бы я, наверное, годик переждала и окончила, а в тот момент закомплексовала и уехала летом подальше от города», – рассказывает она. Уехала на Кижи, осталась там работать в музее. Оттуда отправила телеграмму с просьбой выписать из квартиры и рассчитать в театре: до поступления в училище Цыпляева успела поработать в Костромском театре помощником режиссера, а до того – костюмером.

В Кижах проработала 11 лет, там полюбила русский костюм, многое научилась делать сама: «Начала, наверное, с кружева, потом перешла к бисероплетению, пыталась освоить золотое шитье – хотелось все научиться делать самой, попробовать – как раньше, а я же видела, как другие сотрудницы занимаются старинным рукоделием, так что была возможность приобрести все эти навыки». «А еще чему научились?» – спрашиваю, чтобы написать что-то после уже поставленной запятой. «Самое главное – терпению, когда появляется вещь, практически изношенная, и ее нужно восстановить, – отвечает Цыпляева. – Когда начинаешь ее разбирать, остаются ниточки, и восстанавливать надо только этими ниточками... Диву себе самой давалась – как вот эти стежки по миллиметру я могу в итоге восстановить, у меня же характер импульсивный, взрывной». Вера Сергеевна вспоминает своих бабушек, которые хранили вещи в сундуках, носили их, на сенокос надевали белую рубаху: «Я знала: так нужно, хотя не понимала, почему нужны красные рукава и куда, ради какого случая надевают такую... Я и читать училась по бабушкиным старым церковным книгам, и иногда мне кажется, что я маленечко задержалась в том времени, но меня это нисколько не угнетает».

В Кижах у Цыпляевой родился сын Прохор, поскольку рядом были еще дети, сотрудники музея организовали детский сад, а затем и младшую школу. Когда дети подросли – средней школы-то там не было, музею содержать ее было не по силам – надо было принимать какое-то решение. Или сына отдавать в интернат, или самим уезжать. Цыпляева решила вернуться в Кострому, в театр: «Мне предложили поработать заведующей художественно-постановочной частью». – «Мужская работа!» – «Ну да, женщин-завпостов, наверное, по пальцам пересчитать...»

Задумывается: «Очень сложно было уезжать с острова...» – «Почему?» – «Сложно. Хотя зимы там тяжелые. Вода – в озере, дрова – на улице... Мы это называли троеборьем: вода – дрова – помойка, если ведро с вечера не вынесешь, к утру – промерзает. Всю еду заготавливали – муку, крупы, макароны, зимой только вертолеты летают, да и те лишь при хорошей погоде... Хлеб научилась печь... Это летом там от Америки до Японии группа за группой, а на зиму остаются 50 человек на всю округу. Эти условия или принимаешь, или нет. Меня все устраивало».

Музейное прошлое где-то внутри свербило, можно, наверное, так сказать. И Вера Сергеевна начала параллельно заниматься театральным музеем. А что обычно в театральном музее – вырезки из газет, фотографии... Ерунда, в общем. И тут вдруг ей в руки попала длиннополая шуба, сшитая из какой-то интересной, явно старинной «тряпки». Таких в театре было несколько, они «играли» во всех исторических пьесах. Цыпляева «узнала» церковные ткани. И начала по привычке музейной приводить в порядок. Раскрыла от поздних швов через край, сняла лакокрасочный слой, которым залепили кресты. Навыки, полученные на Кижах, пригодились. Стирать эти костюмы нельзя, следовательно, всё – зубной щеткой, по нескольку сантиметров в день, и тут же промокашкой высушивать нужно то, что вычищено влажной зубной щеткой. За шесть лет отреставрировала 20 костюмов, которые и положили начало музею.

«Я эти старинные костюмы узнавала и буквально выхватывала, едва увидев в костюмерном цехе, говорила – не отдам больше в спектакль!» – рассказывает Вера Цыпляева о своих спорах с главным художником. Цыпляевой иногда напоминают: у нас – театр, а не музей.

Не все, которые теперь в музее, из старинных церковных тканей, есть настоящие купеческие платья, дворянские, попавшие в театр после революции из разоренных купеческих и дворянских домов и из 49 костромских церквей. Кстати, церковные ткани в театр попали благодаря Мейерхольду – когда начала работать комиссия по национализации церковного имущества, Мейерхольд попросил передавать костюмы в театры. Было даже организовано два специальных склада – в Москве и Петрограде. Через несколько лет «проект» прикрыли, когда выяснилось, что во многих церковных одеяниях – драгоценные камни и золотое шитье, но как раз в Костроме многое попало в театр напрямую, минуя столичные распределители. А из Москвы в театр распределили шитый золотом мундир статского советника, теперь выставленный в одной из витрин, сооруженных в концах подковообразных коридоров старинного театра, в бывших дымоходах (театр до 1956 года отапливали печами!). Мундир-ветеран успел поиграть сперва в «Сильве», потом в «Анне Карениной»... 80 лет прослужил в одном театре! Женские манекены старые – под корсет, талия 38 см, на полную женщину – 55 см, Цыпляева помнит и называет фамилии актрис, которые еще недавно, конечно, из «стариков», работали в корсетах.


Актеры Костромского театра на традиционном историческом празднике.
Фото предоставлено Костромским театром имени А.Н.Островского

«Этим костюмам больше ста лет, ткани уже очень «устали», ткани же, как и люди, имеют свою судьбу...» – когда Вера Сергеевна говорит про костюмы и ткани, взгляд ее становится теплее, точно речь – о детях. Кстати, сын ее тоже пошел работать в театр: «Пока монтировщиком, а там посмотрим...» Каждый день, как мороз-воевода, она обходит владенья свои: «Костюм должен быть в вертикальном положении, но надо давать каждому и полежать, раз в году на лето я раздеваю манекены, проветриваем костюмы, руками каждый просматриваю. Костюм, как и дерево в музее, должен знать, что его помнят, с ним работают...»

Рассказами Веры Сергеевны заслушаться можно: «Сейчас делаем выставку «Путешествие в сказочный лес». Будет белый лес – Снегурочки, черный – лес Бабы-яги, с костюмом Бабы-яги и избушкой на курьих ножках, и будет сад Аленького цветочка...» «Так у вас тоже идет «Аленький цветочек»?» – спрашиваю я, вспоминая бессмертный шлягер Театра имени Пушкина. «Шел раньше, – говорит она. – В музее только костюмы спектаклей, которые не идут... Покажем, как делается сказочный лес. Лес Снегурочки обтянут белым тюлем, в лесу Бабы-яги – шестируких гоблинов из спектакля «О сапожнике отважном и Драконе очень страшном» мы переделываем в страшные чудища-деревья, они из льняной дерюги... Мы делаем, например, какую-то выставку, думая, что она для 1–4-х классов, а идут одиннадцатиклассники, студенты, им тоже интересно, как и что делается в театре». С гордостью сообщает: «Выделили 50 тысяч рублей – туалеты сделали в музее!» Я уж не стал ей рассказывать, что в Москве ремонт одного туалета в театре обходится в полтора миллиона, о чем с гордостью рассказал мне однажды директор академического театра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
891
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1197
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
932
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
769

Другие новости