0
8130
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.12.2011 00:00:00

Цивилизация без культуры

Вадим Черновецкий

Об авторе: Вадим Черновецкий - литератор.

Тэги: общество, культура, цивилизация, интеллигенция


общество, культура, цивилизация, интеллигенция Человек массы ориентирован на массовые зрелища.
Фото Reuters

Названием своей поэмы Грибоедов сразу дает понять читателю, что не надо умничать.

Образ проститутки Сони Мармеладовны раскрыт нормально. Да и про киллера Раскольникова тоже написано нормально. Короче, Достоевский нормальный писатель.

Евгений влюблен в обыкновенную Парашу.

Из школьных сочинений

В последнее время в России, особенно в Москве, появилось множество людей, которые хотя и равнодушно, а то и агрессивно относятся к качественной культуре и вопросам бытия, но сами по себе неглупы, овладевают, а то и уже владеют хорошими, полезными профессиями (программисты, рекламисты, юристы и т.п.), зарабатывают приличные деньги┘

Казалось бы, они и есть основа современного общества. Залог того, что страна успешно впишется в постиндустриальный мир и не будет прозябать в разрухе и нищете. Казалось бы, появление таких людей нужно восторженно приветствовать. Ведь это и есть люди нового поколения, интеллигенция информационного общества┘

Интеллигенция? Постойте. Что такое интеллигенция? Как заверяет словарь Ожегова – люди, занимающиеся любым умственным трудом? Но в таком случае большинство россиян – рафинированные интеллигенты. Вы в это верите?

В январе 2007 года я подходил в Иерусалиме к тому месту, где почти две тысячи лет назад произошла Тайная вечеря. Я не без доли юмора обратился к своему знакомому из нашей группы – как раз из тех, кого я только что описал:

– Слышь, мужик, Тайную вечерю дают!

– Чё? – не понял он.

– Мы подходим к тому месту, где две тысячи лет назад была Тайная вечеря, – пояснил я уже серьезно.

– Чё? – Он все так же не мог ничего понять.

– Две тысячи лет назад Иисус Христос устроил здесь последнюю трапезу со своими учениками, – терпеливо разжевал я. – А потом его распяли. Прояснилось?

– Чё? – повторил он снова. – Смотри вон лучше, какая Daewoo стоит!

Вы действительно считаете, что это интеллигентные люди?..

А один мой приятель, услышав от меня эту историю, на полном серьезе сказал про того человека:

– Вот совок! На «Дэу» в такой ситуации загляделся. Я еще понимаю – на «Субару»┘

Причем приятель этот – человек тоже по жизни умный, вменяемый, ответственный, работящий, успешный┘ Именно поэтому я попытался что-то втолковать хотя бы ему:

– Да при чем тут марка!.. Тут же Тайная вечеря!..

– Ах, ты в этом смысле, – ответил он. – Ну это да, люди у нас мало в своей религии разбираются, а многие и вообще не верят.

– Да при чем тут вера! Я и сам не знаю, есть ли Бог. Более того, для меня это непринципиально. Просто эта история с Христом, Тайной вечери – это же основа всей европейской и американской культуры!..

На мой взгляд, определение интеллигенции следует срочно пересмотреть. Интеллигенция – это не люди умственного труда. Это люди, интересующиеся качественной культурой и вопросами бытия. Трудом же при этом они могут заниматься каким угодно.


Владение новыми технологиями еще не есть культура.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Термины «цивилизация» и «культура» часто употребляют как синонимы. Впрочем, крупный немецкий историк, философ и культуролог XX века Освальд Шпенглер видел в них, напротив, чуть ли не антонимы. Культура для него – дух жизни и творчества. Цивилизация – бездушный и серый техницизм, в который вырождается культура с течением столетий, после чего погибает.

В определении культуры я, конечно, согласен со Шпенглером. Но и цивилизацию не спешу так уж сильно осуждать. Цивилизация – техническая и правовая основа общества. Она позволяет создавать Daewoo, снабжать их бортовыми компьютерами, судиться с теми, кто крадет твои технологии, строить бизнес и т.д. Цивилизация дает деньги и технику, не затрагивая душу.

В подобной терминологии эти молодые люди представляют собой цивилизацию без культуры. Но если культура им на фиг не нужна, кто осмелится впихивать ее в них насильно? Да и нужно ли это делать?..

Кстати, по словам моего друга – сотрудника Российской государственной библиотеки, бывшей Ленинки, подобная же тенденция наблюдается и в современных библиотеках. Из храмов культуры они стремительно превращаются в служанок цивилизации. Их целью провозглашается уже не просвещение, как это было тысячелетиями, а осведомление. В типичном посетителе библиотеки видят теперь – возможно, справедливо – не человека, который стремится вырасти над собой, а служащего, желающего получить деловую или техническую информацию, чтобы справиться с обязанностями и заработать побольше денег.

Опять же я не против того, чтобы люди успешно работали и увеличивали свое благосостояние. Напротив, такое желание можно только приветствовать. Но мне не нравится то, что этот мотив становится у многих из них единственным мотивом, побуждающим обратиться к книге.

Сходным образом я не против газет вроде «СПИД-инфо». Они не несут в себе никакого зла. Напротив, они даже просвещают людей в плане секса. Что само по себе, конечно, полезно. Но опять же мне не нравится то, что у большинства людей чтение подобного рода становится единственным.

Впрочем, социологи установили, что около 95% людей в любом обществе в любую эпоху – закоренелые обыватели. Каким бы трудом они при этом ни занимались. Не знаю, нормально ли это. Но привычно и, по-видимому, неизбежно.

Но кто такие эти обыватели – любимый предмет сатиры российских и зарубежных классиков? Всегда ли это плохие, вредные, злобные люди? А если так, то каким образом может существовать общество, если на 95% оно из них и состоит? И не будет ли мизантропией ненависть к 95% человечества?

Для меня обыватель – это просто ограниченный человек. Но вовсе не обязательно плохой, злой, достойный ненависти. Обыватель вполне может быть и добрым, и полезным для общества.

Еще любопытный вопрос. Если социологи установили, что люди, интересующиеся качественной культурой и вопросами бытия, в любой стране составляют около 5% населения, то почему фильмы вроде «Идиота» и «Острова», когда несколько лет назад их показывали по телевизору, смотрела чуть ли не вся страна? Нет ли тут противоречия?

На мой взгляд, все же нет. И дело тут не только в массированной раскрутке обоих этих фильмов перед началом их показа и в процессе его. Дело не только в том, что часть людей посмотрели эти фильмы затем, чтобы не прослыть отсталыми и немодными. Это скорее внешняя причина.

Внутренняя же, более важная, состоит в том, что обыватель, пусть даже и в повседневной жизни, он уверенно предпочтет банальную массовую культуру, к вопросам бытия равнодушен все-таки не полностью. У обывателя тоже могут быть всплески интереса к глубокой культуре – особенно если как-то их провоцировать. Если обещаете не толковать это по Фрейду, то скажу, что раз в год и палка стреляет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1603
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1338
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1720
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1673

Другие новости