0
2918
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.11.2011 00:00:00

Где ты, доктор Равик?

Вера Цветкова.

Об авторе: Вера Леонидовна Цветкова - обозреватель "НГ-антракта".

Тэги: любовь, женщина, мужчина, счастье


любовь, женщина, мужчина, счастье Таких мужчин, как в фильме "Поговори с ней", в действительности не бывает.
Кадр из фильма

Если бы можно было поставить эпиграф к газетному материалу, я бы взяла строки Ходасевича: «Теперь себя я не обижу – старею, горблюсь, но коплю всё, что так нежно ненавижу и так язвительно люблю».

Теперь я точно знаю, что первые детские впечатления – самые сильные, и сильны они настолько, что могут определить последующую судьбу. Угораздило же мамочку в раннем детстве прихватить меня с собой в кино на «Шербурские зонтики»! И угораздило же меня впечатлиться не героиней Катрин Денев, как вроде бы положено девочке, а героем, ею преданным. (Или уже тогда мне было присуще чувство обостренной справедливости?) По свидетельству мамы, я даже расплакалась в сцене на бензоколонке. Подозреваю, что модель отношений, представленная в «Шербурских зонтиках», осела где-то на уровне подсознания, чтобы работать в последующей взрослой жизни. С другой стороны, первыми моими самостоятельно прочитанными книгами были восьмитомник Александра Беляева и тридцатитомник Герберта Уэллса (на спор с папочкой – любопытные у меня родители, да?), но что-то никакой тяги к фантастике или науке не образовалось. Да, но третьим моим чтением стала «Одиссея капитана Блада» Сабатини – вот откуда ожидание суперблагородного героя, и никакого другого, черт побери!

Потом были, конечно, и другие литературные пристрастия. В подростковом возрасте я зачитывалась «Триумфальной аркой» Ремарка и как родного полюбила доктора Равика. (Признаюсь, он и до сих пор мой мужской идеал. Так и иду по жизни, сравнивая встречающиеся мужские особи с великолепным ремарковским героем. Даже удивительно, что ухитрилась сходить пару раз замуж при этом.) Еще в подростковом возрасте полное приятие вызывал у меня Борис Павлович Райский, герой «Обрыва» Гончарова. Я даже твердила окружающим, что Райский – это моя духовная ипостась в мужском обличье; окружающие у виска не крутили – все-таки литературный спецкласс, но поглядывали с недоумением: они-то любили кто Печорина, кто князя Андрея, а кто и душку-Онегина.

А в институте я открыла для себя Тургенева – его пьесы, дневники, переписку. «Ты сорвала все мои цветы, и ты не придешь на мою могилу». «Тайный смысл и разгадка жизни есть постоянное отречение». Как сказал один наш преподаватель, если мир когда-нибудь повернется к красоте как к главной ценности, то Тургенев в нем будет номером один. Добавлю от себя – Тургенев не просто певец красоты, Тургенев – это музыка в литературе. Одно время, помнится, я на полном серьезе размышляла, его ли реинкарнацией являюсь – или все-таки реинкарнацией Леопольда Антоновича Сулержицкого? Который был сподвижником Станиславского, другом семьи Льва Толстого, учителем Вахтангова и руководителем первой студии МХТ.

В МХТ заведено было, особенно не заморачиваясь благодарностью, брать с Сулера по полной. И «Жизнь человека» по Леониду Андрееву, и «Драма жизни» по Гамсуну, и «Синяя птица» по Метерлинку, знаменитые спектакли Художественного театра, были поставлены тандемом Станиславский–Сулержицкий, а вовсе не одним Станиславским, как все думают. Да и английский режиссер Гордон Крэг, приглашенный на постановку «Гамлета», в большей степени обязан за нее был Сулержицкому, но даже не указал фамилии Леопольда Антоновича в афише... Толстой, относящийся к Сулеру с нежностью, как-то выдал ему: «У Чехова есть прекрасный рассказ «Душечка» – ты почти похож на нее». – «Чем?» – «Любить любишь, а выбрать не умеешь и уйдешь весь в пустяки». За глаза же, отвечая на вопрос, толстовец ли Сулержицкий, высказался так: «Ну какой он толстовец... Он просто – «Три мушкетера». Не один из трех, а все трое».

А еще я в институте обрела исчерпывающую формулировку признания в любви. Нашла ее в переписке Бодлера, в одном из писем к матери: «Прошу у тебя своего счастья – и требую от тебя твоего». И ну давай пользоваться ею по жизни... Срабатывало не очень. Чаще приходилось поминать хокку Басё: «Холод пробрал в пути. У птичьего пугала, что ли, в долг попросить рукава?»

Где ты, доктор Равик?

...К тому времени, когда Альмодовар снял, а я увидела фильм «Поговори с ней», я уже способна была понять, что таких мужчин, как оба представленных в фильме героя (и как доктор Равик), в действительности не бывает. По крайней мере в моей. Перечитывая написанное, хватаюсь за голову – ну бред, не женщина, а героиня от литературы, да и только! А как насчет реальных персонажей, которые живые и во плоти?

Несколько лет назад воображение мое поразил Сэм Клебанов. История с цунами в Юго-Восточной Азии. Сэм прилетел в Коломбо (Шри-Ланка) 26 декабря на недельку отдохнуть. Как раз тогда все и началось – проказница-волна погубила что-то около 100 тыс. шриланкийцев. Уже на следующий день, 27 декабря, Сэм вступил в стихийно сформировавшийся международный отряд добровольцев. В ближайшие три недели он собирал деньги, закупал медикаменты, продукты, кастрюли, простыни, средства дезинфекции и развозил все это по деревням на побережье. Сгружал мешки с рисом и подтаскивал канистры с водой. Клебанов – президент компании «Кино без границ» и на ту пору ведущий передачи «Магия кино» на «Культуре»; этого брутального красавца чаще можно было увидеть в репортажах с международных кинофестивалей, чем в Москве, – уже много лет он живет в Швеции. И вот этот парень бросает все свои нехилые дела – и показывает себя Человеком. Кстати сказать, на повешенное Сэмом в отеле обращение на русском языке с просьбой о помощи не отозвался никто, а русских там было предостаточно. Они отдыхали.

Мы с Клебановым как-то пересеклись на Московском кинофестивале; как водится, принялись обмениваться впечатлениями – кто что посмотрел и кому что глянулось. Я с присущей мне идиотической искренностью заявила – не нравится мне это засилье Азии и прочего Востока на экране. «Уже и в кино достали политкорректностью! Неинтересно мне про узкоглазых смотреть – другие ценности, другое мировосприятие, другие проблемы». Сэм потемнел лицом: «Тебе не стыдно так говорить? Это настоящий расизм», – и на полном серьезе расстроился. Самое смешное, что за эту реакцию я его полюбила еще больше.


Та самая сцена на бензоколонке ("Шербурские зонтики") – встреча героев спустя годы.
Кадр из фильма

А что касается доктора Равика... Однажды показалось – нашелся. И все бы хорошо, но... Но – разные социальные страты. Но – не свободен. Но – боязнь громких слов в любви и склонность к громким словам в политике. Но... Но... Но...

Ну, что – поперечитывала Тютчева: «О, как на склоне наших дней...», в очередной раз восхитилась гениальными строчками, да и развела руками. Видно, из всей мужской половины человечества одному Бунину дано было понять и сформулировать столь близкое женскому сердцу: «Из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного – счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу – и все напрасно». (Впрочем, в этом его рассказе, «В Париже», оказалось не напрасно). Вслед бунинскому тексту прямо-таки напрашиваются соображения американки Кэтт Энн Портер: «...слова, которых она ждала и так и не услышала, и те слова, что она хотела сказать в ответ; горькие компромиссы и невыносимые замены, которые хуже, чем ничего, однако же неизбежны».

Так что там у Тургенева-то было насчет тайной разгадки жизни?..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
694
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2427
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1624
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1250

Другие новости