Жители германской столицы пересели на велосипеды.
Берлин стал почти родным. Мне довелось навещать его уже в первые годы после объединения Германии. Разумеется, ни Потсдамской площади, ни Фридрихштрассе, ни Олимпийского стадиона в их нынешнем виде тогда не было. Зато был Курфюрстендамм – знаменитая улица в западной части города, прекрасно приспособленная для работы, прогулок, покупок и развлечений.
Оказавшись на днях в Берлине, узнал, что вот уже шесть месяцев – с 5 мая по 29 октября – там проходили пышные по германским меркам торжества и разнообразные мероприятия по случаю 125-летия Кудамма, как ласкательно называют юбиляра столичные жители. На некоторых из них – жаль, что только на заключительных – удалось побывать и мне.
Начну с Фестиваля света, который проводился в седьмой раз, но в этом году был посвящен юбилею Кудамма. Монументальные здания и всемирно известные исторические памятники на почти пятикилометровой улице в течение двух недель причудливо освещались с использованием разноцветных прожекторов, лазеров и проекторов. Я уже не говорю об изобретательности, с которой были оформлены праздничные витрины народных универмагов и дорогих бутиков. «Мы хотели показать не только то, как с помощью света можно преобразить обычные дома, но и то, что ночью Кудамм может выглядеть не хуже, чем днем», – сказал куратор светолазерного шоу Андреас Болке. Я с ним полностью согласился, когда увидел в непривычном желто-зелено-голубом свете визитную карточку Берлина – церковный комплекс памяти кайзера Вильгельма.
Еще был юбилейный марафон на дистанции 5 и 10 километров. Удивительно, но в довольно холодный вечер на Кудамме собралась чуть ли не половина Берлина. Одни – чтобы принять участие в забеге, другие – поболеть за своих или просто приобщиться к событию. Благо повсюду были расставлены походные кухни с пышущими сосисками и автоматы с пивом. Так что пока первые соревновались в прыти и выносливости, вторые с удовольствием предавались чревоугодию. Насколько я заметил, всем деликатесам на свете берлинцы предпочитают пиво, сосиски и тушеную капусту.
Вечерний марафон пришелся берлинцам по душе. Фото автора |
«Сегодняшнему забегу, конечно, далеко до официального Берлинского марафона, – начал разговор сосед по стойке, смакуя пиво из литровой кружки. – Обычно он проходит в сентябре, собирает до 40 тысяч участников и считается у спортсменов-профессионалов быстрым. За последние годы мировые рекорды фиксировались, если не ошибаюсь, трижды. В этом сентябре его установил спортсмен из Африки. Но все равно здесь сегодня здорово!»
По совету словоохотливого берлинца я отправился на экспозицию под открытым небом, посвященную юбилею Кудамма. 125 лет – это 125 стендов, рассказывающих об истории легендарной улицы. Так вот в рождении Кудамма непосредственное участие принял Отто фон Бисмарк. Вернувшись из побежденного Парижа, где его поразили Елисейские Поля, тогдашний канцлер Пруссии повелел соорудить нечто подобное в Берлине. Его выбор пал на дорогу, ведущую в охотничий замок Груневальд. Без лишних проволочек закипела грандиозная работа, к которой привлекли и Эрнста фон Сименса – создателя трамвая. И 5 мая 1886 года, когда детище Сименса отправилось по первому регулярному маршруту, считается днем рождения Кудамма.
Как выяснилось, ни одна другая берлинская улица не несет на себе столь многогранного отпечатка прошедших лет. В 1920-х она стала центром ночной жизни, в ноябре 1938-го больше других в Берлине пострадала от антиеврейских погромов Хрустальной ночи, в 1945-м подверглась бомбардировкам союзников, после разделения города на Восток и Запад превратилась в витрину экономического чуда, в 1968-м оказалась в гуще студенческих волнений.
Правда, после падения Берлинской стены слава Кудамма несколько поблекла. Львиная доля привлеченных в объединенную столицу инвестиций пошла на реконструкцию Рейхстага и Потсдамской площади, а также подтягивание восточных магистралей до уровня западных. Места, считавшиеся для жителей бывшей ГДР символом капиталистического изобилия, становились задворками нового центра. Он возник там, где еще всего четверть века назад стоял самый зловещий символ холодной войны. Понадобились годы, чтобы городские и районные власти поняли, как быстро может разрушиться имидж, складывавшийся десятилетиями.
Как рассказала пресс-секретарь компании Berlin Tourismus Marketing GmbH София Кинт, первым звоночком стало решение отменить остановку поездов дальнего следования на близлежащем вокзале Zoologischer Garten. Это повлекло сокращение притока туристов на Кудамм и, как следствие, миграцию части бутиков и магазинов в другие районы. Второй сигнал прозвучал во время подготовки к чемпионату мира по футболу, когда выяснилось, что на Кудамме практически негде проводить массовые мероприятия для болельщиков. Слушая рассказ миловидной блондинки, вспомнил, как пять лет назад владельцы здешних заведений общепита были вынуждены с бессильной завистью взирать на то, как миллионы евро выручки уплывали в карманы коллег в восточной части города. Но я Кудамму не изменил и всегда, если был выбор, останавливался в отелях поблизости.
Новый облик старого проспекта. Фото автора |
Старт преображению Кудамма дало строительство 31-этажной гостиницы Waldorf Astoria. Судя по планам застройки, с которыми меня познакомили в администрации района Шарлоттенбург-Вильмерсдорф, к 2014 году архитектура и инфраструктура этой части Берлина сильно изменятся.
Вот только неприятно удивила история со 175-метровым колесом обозрения, которое должно было закрутиться по соседству с Кудаммом. Многомиллионный проект оказался замком из песка. С помощью солидных финансовых организаций закрытый инвестиционный фонд насобирал денег у частных лиц, которым обещали привлекательные дивиденды. К краху фонд привело несостоявшееся участие одного из банков. Собранных денег хватило разве что на покупку земельного участка, но предметом судебных споров стал не он, а судьба потерянных вкладчиками денег. Уже поступило около 150 исков о возмещении убытков, массовое рассмотрение дел начнется в ноябре.
Впрочем, скандал вокруг чертова колеса не отразился на высоком месте Берлина в рейтинге европейских мегаполисов. Согласно опросу, проведенному известной маркетинговой фирмой Cushman and Wakefield среди 500 топ-менеджеров крупнейших европейских концернов, Берлин занимает пятую позицию в списке экономически привлекательных городов. Учитывались такие критерии, как развитие рынка, транспорт, телекоммуникации, наличие квалифицированной рабочей силы и арендная стоимость помещений. Кстати, средняя стоимость годовой аренды на Кудамме составляет 2,6 тыс. евро за квадратный метр, тогда как на Тверской в Москве она достигает 5,5 тыс. евро.
Это еще одно свидетельство того, что Берлин – город чрезвычайно демократичный. Практически все его двери распахнуты настежь, а люди начинают общаться на «ты» быстрее, чем где бы то ни было. По моему ощущению, именно Берлин, а не Лондон, Париж или Брюссель – настоящая столица Европы. И заслуга в этом во многом принадлежит уже пожилому, но очень динамичному Курфюрстендамму.
Берлин–Москва