0
1347
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.10.2011 00:00:00

Дорога в космос

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - завотделом культуры "НГ".

Тэги: калуга, музей, циолковский, космос, выставка


калуга, музей, циолковский, космос, выставка Все модули в одном месте, все ведут разговор с космосом...

Здание Музея космонавтики имени Циолковского видно издалека, надо всем, выше деревьев поднимается купол планетария. Хотя интереснее всего обойти его уже после посещения музея, когда понимаешь, как элегантно вписал в фасад здания архитектор Борис Бархин знаменитые алюминиевые гофры Циолковского, из которых великий русский ученый собирался строить легкокрылые дирижабли. Здание построили в 1967-м, на следующий год Бархину совершенно справедливо дали Госпремию. Смотришь и видишь: а ведь советская архитектура была, как теперь принято говорить, в мировом тренде. И внутреннее устройство – у нас так часто говорят, что музеи внутри совершенно не учитывают особенностей, к примеру, современного искусства, – так вот Музей Циолковского внутри весь готовится к взлету, дорожки взмывают и поднимают посетителя, как поднимает человека, ученого или обыкновенного обывателя мечта о полете.

На фасаде музея – растяжка: «Министерство культуры Калужской области, фонд «Возрождение», Музей истории космонавтики и Студия ДЭЗ № 5 представляют выставку «Русский космос. Часть первая». У этой выставки названий – тьма. По меньшей мере два, «Русский космос...» – только начало, на самом деле это еще и «экспозиционно-стыковочный модуль «Место встречи».

Студию ДЭЗ № 5 в Москве хорошо знают, а экспозиционно-стыковочный модуль в этом году уже показывали в Политехническом музее. Но в Калуге всё смотрится эффектнее, даром что в Москве выставку представляли министр культуры Калужской области Александр Типаков, а упомянутый фонд – это Зоя Артамонова, так что организация – на высшем уровне Из Москвы в Калугу работы везли двумя большими грузовыми трейлерами в сопровождении машины ГИБДД с мигалкой. По-взрослому.

Среди многих – почти пяти десятков детских работ – две сделаны нашими Мишей и Асей Заславскими. Мы собирались еще на открытие, но тут заболела Ася, в итоге мы доехали до Калуги лишь в минувшее воскресенье, перед самым закрытием, – выставка работала месяц. Но до того, как увидеть все живьем, я успел поразглядывать фотографии с открытия. Отправился в архитектурную студию «А-Я», где в свободное от занятий в Студии ДЭЗ № 5 время трудится Михаил Лабазов-старший, один из знаменитых «бумажников», тех наших архитекторов, которые до того, как начать что-то строить, на излете советской власти прославились «бумажной архитектурой».

Студия ДЭЗ № 5 – такое редкое место, где с удивлением и даже с каким-то неожиданным удовольствием обнаруживаешь, что талантливы не только твои дети, впрочем, это, конечно, заслуга Лабазова-старшего, а также Ивана Анохина, Ивана Вознесенского, Михаила Лабазова-мл., Александра Егорова, Полины Фадеевой, Алексея Трофимова, Стаса Чижиковского, Аглаи Шульженко, которые вместе со студийцами всё это клеят, лепят и даже сваривают – «Встреча с совестью», например, была бы невозможной без сварочных работ.

На днях стало известно, что выставка, отработав положенный месяц, не закрылась. Продлили еще на месяц. «А выставка-то вам нравится?» – спросила жена у смотрительницы. «Ой, да лучше бы ее вообще не было», – искренне ответила она, но, едва узнав, что мы имеем к работам какое-то – вернее, самое прямое, родственное отношение, тут же рассыпалась в комплиментах.

Нам повезло – в кавычках. Когда мы подъехали к музею, на дверях вывесили табличку: музей закрыт. Пол-Калуги вдруг осталось без света, среди других без света остался и музей. Мы уговорили администратора, нас пустили, и, пожалуй, в этом нам уж точно повезло – мы застали последних посетителей, которые носились по музею, с родителями и без, абсолютно игнорируя фантастические космические разные модули, ступени, скафандры и шлемы, и обживали, осваивали, один за другим, дэзовские объекты. Кураторы – как всегда у дэзовских выставок – настоящие, «взрослые», – Георгий Никич и Егор Ларичев в пространном пресс-релизе рассказывают, как все это начиналось и продолжалось. Полвека назад произошла историческая встреча человека с космосом, теперешним молодым художникам предложено было встретиться... С кем? С кем сегодня встреча так же актуальна, как тогда, 50 лет назад, с космосом. Каждый отвечал по-своему, от этого зависело все – выбор материала, естественно, сама конструкция, возможность ее обживания или даже применения и использования.


Спускаемый аппарат корабля "Союз" после посадки.
Фото из архива NASA

Присаживались – где это было возможно. Например, на «Пегаса» Маши Сориной, или заглядывали в сетчатые трубы Лизы Мордвинцевой, заходили – нам было приятно – в кабинку «Встречи с совестью» нашей Аси. Подолгу читали пояснения. Я сам с удовольствием их читал. Про совесть: «Я хочу встретиться с совестью. В таком месте, чтобы ничто не спугнуло ее и не отвлекло меня. В обычной жизни я с ней встречаюсь нечасто. Ведь все время что-то отвлекает и сбивает...» Поскольку авторство в студии все-таки часто (чаще всего) коллективное и очень многое приходит сверху и сбоку – от тех, кто ведет и руководит процессом, иногда – от других студийцев, то можно и простительно восхищаться даже работами собственных детей. Первоначальная идея, название – от них, они выбирают материал, а производственные все процессы – продукт коллективного разума и труда. Хотя старший Лабазов говорит, что всё тоньше.


В диалоге с настоящим спускаемым аппаратом.
Фото Андрея Ягубского

«Хочу встретиться с живой каплей, чтобы она рассказала о своей жизни, я сделал аппарат, который дарует ей речь...», «Данный девайс – идиотомагнит – предназначен для привлечения самого большого идиота во Вселенной...». Замечательное огромное пальто, шинель, из которой еще много что хорошего может выйти. «Туалет для одиноких размышлений» Ильи Мордвинцева – из этой кабинки юнги-подростки выходили и тут же забегали снова, так и бегали по кругу. Какие-то черные круги, которые крепятся непонятно на чем, держась своих орбит, – работа Михаила Чижиковского. Миша наш Заславский придумал подзорную трубу, а в ней – фигурка Наполеона, потому что «Россия в Космосе – как Наполеон в России» (его политические фантазии меня часто тревожат). Рядом с пищей космонавтов все эти странноватые и яркие объекты по привлечению инопланетян казались даже естественнее, чем многочисленные женихи и невесты, свадебные автомобили, которые по калужской традиции должны отметиться около Музея Циолковского.

Пожалуй, самое замечательное, что, когда выставка закончится, все эти сорок с лишним объектов разъедутся по разным учреждениям Калуги и области, в Обнинск, Тарусу, по школам, библиотекам и еще более серьезным учреждениям. Интересно проследить где они встанут, увидеть их через год и два в новых интерьерах, как заживут все эти объекты по отдельности, без привычной компании. Я помню, когда-то поразила меня выставка современного искусства в центральном офисе МИДа в Берлине. Фантазируя в эту сторону, я думаю, эти разноцветные и веселые объекты ДЭЗа № 5 как-то смогут разнообразить серьезные интерьеры местного областного управления ФСБ и МВД. И всем, продолжаю фантазировать я, станет лучше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
694
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2427
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1624
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1250

Другие новости