0
3157
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.10.2011 00:00:00

Наука – баба веселая!

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов - заместитель главного редактора "НГ".

Тэги: наука, фестиваль


наука, фестиваль Наука может заворожить покруче, чем герои фантастических романов.

Выдающемуся отечественному генетику Николаю Тимофееву-Ресовскому приписывают такую фразу: «Наука – баба веселая┘ К науке нельзя относиться со звериной серьезностью». К науке, может быть, и нельзя, но вот к пропаганде – или, как сегодня принято говорить, к раскрутке науки – относиться можно и должно именно со звериной серьезностью. И никак иначе.

Есть, правда, еще один вариант этого апокрифа, не менее сильный: «Наука – баба веселая и паучьей суеты не терпит».

Как бы там ни было, и тот и другой варианты вспомнились мне в минувшие выходные во время посещения некоторых мероприятий Фестиваля науки в Москве. Между прочим, это уже шестой по счету фестиваль, и, между прочим, проходил он с пятницы по воскресенье не только в Москве, но еще в 30 регионах начиная с Владивостока. В Москве же самые крупные фестивальные площадки – огромный павильон № 2 в «Экспоцентре», Фундаментальная библиотека МГУ имени М.В.Ломоносова и Первый учебный корпус МГУ на новой территории, Политехнический музей, МГТУ имени Баумана┘ Несколько десятков площадок.

Было занятно, весело, и без «паучьей суеты» тоже не обошлось. А куда денешься! В прошлом году на фестивале побывали более 250 тыс. человек. Итоги нынешнего еще не подведены, но, по моим собственным ощущениям, – серьезно более будет, в разы. Опять же можно припомнить слова еще одного классика, самого известного в мире лепидоптеролога (то есть специалиста по чешуекрылым насекомым, бабочкам – по-простому) Владимира Набокова: «Чистая наука» только томит или смешит интеллигентного обывателя┘» И той, и другой опасности организаторам фестиваля удалось счастливо избежать. Интеллигентный обыватель вполне оценил их усилия.

Здесь было все. Научно-популярные эксперименты и шоу, театрализованные постановки (Русский инженерный театр АХЕ), научные экскурсии, интеллектуальные игры, астрономические наблюдения, лекции ведущих ученых (две только, для примера: академик Юрий Оганесян, «Остров стабильности сверхтяжелых элементов»; член-корреспондент РАН и РАМН Константин Анохин, «Память человека: CD или CD-RW?») и проч. и проч.


Ищем человека!

Пожалуй, самое стойкое воспоминание, если посмотреть в этой короткой ретроспективе, – аномально высокое, я бы сказал, присутствие на фестивале детей дошкольного, младше- и среднешкольного возраста. Попадались энтузиасты и с грудничками в колясках. Это очень символично выглядело в фундаментальном фойе Фундаментальной библиотеки МГУ. Спрашивается: зачем это им нужно? Зачем это нужно науке? Зачем это нужно – извините за пафос – государству? У меня на этот счет вот какая есть гипотеза.

В середине 80-х годов прошлого века каждая 20-я книга, издававшаяся в Советском Союзе, проходила по жанру научно-популярных. Тираж журнала «Наука и жизнь» превышал 3 млн. экземпляров. Мало того, даже узбекский клон этого ежемесячника – «Фан ва турмаш» – выходил тиражом в 500 тыс. экземпляров! Очевидно, что никто не рассчитывал, что население солнечного Узбекистана, всё поголовно или через одного, станет учеными. Роль научпопа в СССР – это роль гумуса, навоза для почвы, на которой возводилось здание советской промышленности. Промышленности в широком смысле слова – и сельское хозяйство как промышленность, и гуманитарные науки как промышленность по производству смыслов. Ну и плюс к этому определенная просветительская нагрузка.

Страна требовала хлеба, стали и научно-популярной литературы. «Дайте книгу строителю!», «Паровозники без книг», «Нужны новые книги о красителях», «Дайте фрезеровщикам хороший учебник», «Нет книг для работников метро», «Книги для стахановцев – выпускать по-стахановски», «Расскажите о технических победах», «Нужен советский справочник по бетону»┘ Статьями с такого рода заголовками были переполнены журналы 1930-х годов. Кстати, по некоторым оценкам, в 1936 году в Советском Союзе выходило около 500 технических журналов. Технически грамотные исполнители грандиозных планов индустриализации страны – не просто «армия бойцов за чугун, сталь, прокат»: они должны быть заинтригованы, очарованы будущим. Так мыслилась в идеале миссия технической пропаганды и научно-популярной литературы как одного из главных инструментов реализации этой миссии.


Рабочие будни Фестиваля науки.
Фото автора

Сейчас научпоп (научпоп в широком смысле слова, не только литература, но и мероприятия типа Фестиваля науки в том числе) – это часть развлекательного бизнеса. И у нас в стране, и за рубежом. Но у нас в более откровенной и, я бы сказал, нарочито бессмысленной форме – потому как никто не собирается, кажется, развивать отечественную промышленность. Научпоп у нас сейчас утратил одну из своих функций – функцию гумуса. А образовательная функция научпопа всегда была не очень очевидна. (Есть только одно мировое исключение – жанр «занимательная наука», созданный Яковом Исидоровичем Перельманом.)

Так что на долю современного научпопа в России остается только одно – развлечение. Грубо говоря, сейчас можно всю жизнь курить бамбук и не заботиться о своем существовании, с голоду все равно не помрешь. Но, может быть, узнаешь, если тебе где-то попадется под руку яркий журнальчик с картинками, что человек уже побывал на Луне┘

Мне кажется, одна из последних целевых ниш для научпопа – дошкольники и дети младшего школьного возраста. Именно там еще можно заложить в мозги маленькому человеку простую идею: окружающий его мир настолько загадочен и интересен, что различные гарри поттеры просто отдыхают. Фестиваль науки в Москве блестяще, по-моему, подтвердил это.

Другое дело, глупо было бы надеяться, что даже такой замечательный фестиваль вкупе со всеми другими пропагандистскими спецоперациями в области научпопа (пропагандистскими – без всякой негативной коннотации) может поднять уровень естественно-научных и точных знаний у населения страны. Получение знаний – это все-таки РАБОТА.

Научпоп нужен для другого – поддерживать в обществе необходимый уровень исследовательского любопытства. В полном соответствии с заветом Тацита: «Все неизвестное представляется величественным» (внимательный читатель наверняка заметил, что это – девиз «НГ-науки» с момента ее основания). А вот задача государства – конвертировать этот потенциал исследовательской тревожности населения, если угодно, в цифры дохода на каждую нашу душу.

Будет развиваться отечественная промышленность, а вслед за ней и наука – будет развиваться и процветать отечественный научпоп. В противном случае ему, научпопу, останется только функция более или менее талантливого пересказчика и интерпретатора западных иллюстрированных научно-популярных журналов. И это не будет зависеть от уровня грандиозности любых фестивалей науки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
718
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
882
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
816
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
807

Другие новости