0
1373
Газета Стиль жизни Интернет-версия

07.10.2011 00:00:00

Посредники, блин!

Вера Цветкова.

Об авторе: Вера Леонидовна Цветкова - телеобозреватель "НГ-антракта".

Тэги: тв, телевидение, общество, критика


тв, телевидение, общество, критика Телекритики смотрят на эти лица каждый день и по многу раз.
Коллаж Михаила Митина

Никогда не забуду: мы, абитуриенты театроведческого факультета ЛГИТМИКа, после очередных вступительных испытаний, радостно галдя, вываливаемся из института на Моховой. А мимо идет чинная-пречинная старушка в затейливой шляпке. Глядя на нас, приостанавливается и, укоризненно качая головой, выразительно произносит: «Бездельники!» Мы наперебой кричим ей в ответ: «Бабушка, да мы не с актерского факультета!» «Все равно бездельники, раз из этого института!» – припечатывает она нас и уходит своей дорогой.

Давно это было – где мои семнадцать лет! – и надо же, как запало: сколько десятилетий я вспоминаю и вспоминаю эту сценку. А театроведческий мне не дался – ни тот, который на Моховой, ни тот, который в Собиновском переулке (в тогда ГИТИСе). Зато с удивившей меня самоё легкостью (творческий конкурс был 80 человек на место) я поступила в Литинститут, Твербуль, 25.

Курс у нас был маленький – всего 48 человек (причем все пять лет учебы нам твердили: «Вы штучное производство, а журналистика – это фу...» Вот тебе и фу – по окончании альма-матер хлеб мне пришлось зарабатывать именно журналистикой). И он подразделялся на семинары – поэзии, прозы, критики, драматургии, художественного перевода. В дипломе всем нам потом напишут «литературный работник» – и Вадику Степанцову, учившемуся на поэзии у Льва Ошанина (ныне солист группы «Бахыт-компот»), и Юле Латыниной, которая училась на древнеармянском переводе у профессора Ашота Саградяна (ныне писательница и обозреватель «Новой газеты»), и мне, учившейся на прозе у Владимира Маканина (обозреватель «Независимой газеты», телекритик).

Самые сильные мои институтские впечатления – от наших педагогов-критиков. Русскую литературу Серебряного века читал Владимир Смирнов – какой лектор, какая личность! (манерами и внешним обликом он напоминал мне «неистового Яна» – Ивана Бунина). Современную советскую литературу – Юрий Томашевский, который в 83-м году говорил о своем предмете так, как будто перестройка давно произошла и на дворе стоит какой-нибудь 2000-й. А что же читала Мариэтта Омаровна Чудакова? Литературу 20–30-х годов XX века. Кроме своего любимого Булгакова она рассказывала нам – и как рассказывала! – о Серапионовых братьях, о Замятине, о Воронском, о Зощенко...

Критик Эмиль Кардин (подписывавшийся как В.Кардин), вошедший в историю литературы невероятной по тем временам разоблачительной статьей «Легенды и факты» (напечатана в «Новом мире» в 1966 году), не преподавал в Литинституте – его приводил к нам на творческий семинар наш мастер Маканин. Как же интересно с ним было общаться в режиме вопросов-ответов! Как и с критикессой Аллой Латыниной (и мамой Юльки с художественного перевода) – она дружила с Маканиным и охотно приходила к нам на семинар.

Таким образом, за годы учебы я основательно уверилась в том, что критики – люди глубокие, основательные, энциклопедически образованные, бесстрашно-смелые – и при этом виртуозно владеющие пером. Что подтвердилось во время моей практики в журнале «Дружба народов». Там тогда трудились Наталья Иванова, сполна подходящая под вышеперечисленные характеристики, а также навеки любимый Лев Аннинский – для меня, безусловно, литературный критик номер один как тогда, четверть века назад, так и сейчас. Помнится, Левушка, как все его называли в редакции, определял цель критики как истолкование факта появления произведения. Роль критика как посредника между книгой и читателем не признавал, говорил, что оценки, даваемые критиками, его совершенно не интересуют. Интересно другое, говорил он, – мотивировки. И духовный опыт, если он есть.

После нашего сидения с Аннинским бок о бок в крошечной комнатке отдела книжных приложений «Дружбы народов» (редакция располагалась в правом крыле усадьбы Долгоруковых–Соллогубов, бывшей конюшне), а также совместных кофепитий в нижнем баре ЦДЛ тут же, только двор перейти, – очень много утекло лет... Жизнь сложилась забавным образом: больше всего на свете любя театр как образ жизни (и пописывая короткую прозу – рассказы, новеллы, дневник, наконец), я тоже стала критиком. Телевизионным.

┘Существует обывательская точка зрения: критик – это тот, который знает как надо, но сам не может. Не умеет. Не в состоянии. Творческий импотент. Другие, состоятельные, делают, а он только раздает ярлыки и выдает оценки. Увы, приходится эту обывательскую точку зрения признать отчасти справедливой: в массе своей она соответствует нашей нынешней телевизионной критике. Чья сегодняшняя задача, видно, помахать шашкой, походя вмазать наотмашь и подсчитать рейтинги. Истолкование факта появления той или иной программы, тенденции, канала – куда там... Лишь Даниил Борисович Дондурей, социолог и главный редактор журнала «Искусство кино», многие годы один вопиет в пустыне: «Телевизор – индикатор нравственности в обществе», «Качественное в эфире не задерживается», «Телевидение моделирует жизнь, оно формирует модели поведения и ценностные ориентации». Поскольку в сердце моем живет любовь как к театру, так и к телевидению – позволю себе привести слова Лорки о театре и предложу мысленно заменить слово «театр» на слово «телевидение»: «Театр – один из наиболее действенных и полезных орудий строительства государства, барометр его величия или упадка. А изуродованный театр, вместо крыльев обладающий копытами, может деморализовать и усыпить всю нацию».

Именно это у нас и произошло: с помощью дуроскопа (зомбоящика) мы деморализовали и усыпили нацию.

Кроме Дондурея можно назвать еще двух-трех телекритиков с серьезным и глубоким подходом к предмету – и к тому, что ежедневно вкладывается в мозги миллионов телезрителей. Подход к ТВ прочих телевизионных профи-оценщиков – как к коммерческому проекту и продукту потребления, не более того.

В одно я никак не могу врубиться: для чего телекритику с упоением отслеживать рейтинги – чай, не продюсер, не топ-менеджер и не рекламщик?.. И уж тем более давать оценку продукта, исходя из рейтингов. (Что, old fashion girl я, да? Зато сохраняю самоуважение.) Мне повезло застать светлой памяти Всеволода Вильчека – телевизионного теоретика и практика, аналитика и критика, человека с живой душой и горящими глазами; эх, любимые «шестидесятники»... По иронии судьбы Вильчек первым на российском телевидении выпустил из ящика Пандоры чертовы рейтинги...

В нашем телевизионно-критическом сообществе заведено облизывать, кого любим, поминая его при каждой возможности и невозможности. Ну а если кто нам рылом не вышел – от того небрежно отмахнемся и походя шлепнем ярлык «А ,этот... У него мелкие темы». Попробую перефразировать Аннинского: «Роль критика как посредника между передачей и зрителями не признаю. Интересно другое: мотивировки. Духовный опыт, если он есть».

Да нет у нас никакого духовного опыта. Есть практический, есть амбиции и желание образованность свою показать – и не забыть заодно поговорить о себе любимых. Есть потребность уверить окружающих в эталонности своих оценок, ведь, только ощущая себя эталоном, можно столь безапелляционно раздавать оценки и заключения, как это делаем мы. Особо не думая. «Не думая, а что же значит, что за стеною кто-то плачет?..» (Юрий Левитанский).

По-моему, грустно, господа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1798
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1523
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1332
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
971

Другие новости