0
2179
Газета Стиль жизни Интернет-версия

05.10.2011 00:00:00

Равенство, братство, монашество

Максим Ершов

Об авторе: Максим Ершов - любитель путешествий.

Тэги: афон, монастырь


афон, монастырь Ватопед – самый знаменитый монастырь Святой Горы.

Про монашескую республику Афон, про ее строгую жизнь, ее монастыри я много слышал от знакомого священника, которому посчастливилось побывать на Святой Горе дважды.

Рассказывали, что мирянам тяжело получить разрешение на посещение Святой Горы, ведь у нас за паломника должны просить из храма или монастыря. Несколько месяцев назад я увидел рекламу фирмы, предлагавшей туры на Афон. Позвонил, поговорил, взял адрес на заметку – и забыл. На повестке дня стоял вопрос о семейном отдыхе на греческом побережье. Я взял справку на работе о доходах для посольства Греции, однако планы нашей семьи изменились, и мне передали из бухгалтерии уже ненужную бумагу. Я покрутил ее в руках – и вдруг пришла мысль отправиться на Афон.

Билет на Салоники в агентстве подтвердили, визу в посольстве наклеили, но это не самое главное. Для посещения Святой Горы нужно получить специальное разрешение – диамонитирион. Для этого из Москвы посылают анкету паломника в один из афонских монастырей, который, в свою очередь, отправляет прошение на получение диамонитириона в приграничный с Афоном городок Уранополис, где находится государственный офис. Так что лететь в Грецию надо наудачу.

Афон – самый восточный из трех полуостровов Халкидики, лежащий в лазурных водах Эгейского моря, между Фермейским и Стримонским заливами. Уранополис находится в южной части полуострова. В этом городе многие говорят по-русски. Висят на русском объявления о продаже недвижимости, работают в барах и магазинах русскоязычные девушки. Во многих лавках продаются иконы, но взгляды святых не такие строгие, как в русской иконописи.

В 7 часов утра мы, паломники из Москвы, стоим у офиса, где выдают разрешение на посещение Афона. Сотрудники офиса приглашают нас на собеседование и выдают желанный диамонитирион. Радостные и счастливые, мы покупаем билеты на скоростной катер. Взревел мотор, судно уверенно режет синюю гладь залива, оставляя позади белый пенистый след. Сразу за Уранополисом потянулся безжизненный афонский пейзаж. Берег становится более крут, холмы перерастают в горы. Поражает полное отсутствие людей и признаков современной цивилизации.


Вдали от суеты каждый миг жизни обретает значимость.

Приближается русский монастырь Святого Пантелеймона. Выходим на его пристани, сразу почувствовав основательность монастырских строений.

– Заходите, все заходите ко мне сюда в лавку, – встречает нас пожилой монах. – Ко мне неделю назад заходил один паломник, он год назад приезжал на Афон. Так вот, он сказал: «Отец Исидор, я после Афона полгода людей ругать не мог». Вот что такое Святая Гора! – с увлечением рассказывает старец.

Затем толпа паломников устремляется к автобусам, которые уже ждут возле причала. Водитель собирает по 4 евро и выруливает вверх на дорогу. Петляем по серпантину, упрямо ползущему вверх.

Городок Карея – административный центр автономного Афона – совсем крохотный. Он основан первыми афонскими монахами. Городок расположен в центре полуострова на высоте 370 метров. Здесь находится государственный администратор (губернатор) Афона, отвечающий за порядок и безопасность. Губернатор имеет в своем распоряжении полицию и других служащих – представителей греческого государства. А вообще, согласно Хартии 1926 года, законодательная власть принадлежит Священному собранию, состоящему из 20 настоятелей монастырей. Собираются настоятели дважды в год.


Дионисиат – «Ласточкино гнездо» Афона.
Фото автора

Ватопед считается в наше время крупнейшим и наиболее знаменитым монастырем Афона, именно он дал нам приглашения. Комплекс зданий, охваченных строительными лесами, застывший свечой подъемный кран, рабочие у главного входа – таким предстал перед нами Ватопед. Даже знаменитая икона «Тироволитисис» («Расстрелянная») над монастырскими воротами – и та закрыта металлическими каркасами. Русскую группу из четырех человек заселяют в келью, разделенную на две комнаты. Кровати чистые, белье свежее, но туалет и душ общий, расположены в отдельной комнате в коридоре.

Падаю спать, но отдохнуть как следует не удается. Почему-то много мух, они злые, приставучие. Окна выходят в монастырский двор, который совершенно пуст. Братия в это время дня отдыхает. Монастырские здания представляют в плане многоугольник и с внешней стороны образуют крепость. Внутренний двор состоит из двух частей. Южная, повторяя рельеф горы, поднимается вверх. А северная, где находятся собор Благовещения Богородицы, трапезная и колокольня, – плоская и вытянута на 200 метров. Ступая на каменные плиты двора, можно представить, как по ним ходил сам Максим Грек.

Переезжаем в другой монастырь – Дионисиат. Он необыкновенно красив, так как прилеплен, словно гнездо птицы, на крутой скале, в 80 метрах над морем. В старинных документах Дионисиев монастырь упоминается под названием «Новая скала».

Путешествуя по обителям Святой Горы, сделал одно наблюдение. В церквах России, словно бильярдные лузы, в каждом углу натыканы ящики для сбора пожертвований, а возле каждой иконы стоят круглые подсвечники на 40, а то и более свечей. В афонских монастырях никто не просит с паломника денег. Отсутствуют в храмах и ящики для пожертвований. Сами монахи свечки не ставят, так как главное – это молитва. В афонских храмах не более двух подсвечников.

По возвращении в Москву долго не мог настроиться на столичный ритм. Жаль, что в нашей обычной жизни не принято говорить друг другу «брат мой», «обнимаю тебя», «с Богом». Прав был старик-монах, первым встретивший нас у афонской пристани и предупредивший, что Святая Гора нас изменит. Да, путешествие на Афон – это не простая туристическая прогулка.

Халкидики–Афон–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Энергетические планы Трампа затронут интересы России и Катара

Михаил Сергеев

Зеленая повестка перестанет доминировать в США

0
1455
КПРФ готова платить за сохранение памятников Ленину

КПРФ готова платить за сохранение памятников Ленину

Дарья Гармоненко

По указанию Зюганова партия откладывает всякую оппозиционную активность на потом

0
987
Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Володин продвигает закон против благотворителей-мошенников

Иван Родин

Запрет анонимных фондов в соцсетях, видимо, затронет и сборы денег на СВО

0
1015
Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Фицо обвинил украинские власти в атаке на экономику ЕС

Наталья Приходко

Брюссель не потребует от Киева возобновления транзита российского газа для Словакии

0
1132

Другие новости