Уникальная площадь Мастера Павла со средневековыми домами среднего класса.
Когда речь заходит о так называемой чистой Европе, куда приятно в любое время года и при любом настроении поехать, чтобы отрешиться от заедающей бытом домашней суеты, то почти всегда тянет нашего человека куда-то обязательно поближе к Западу. То ли в Италию, то ли в Испанию с Францией, а если есть настрой на пляж и «кулинарный отдых» – то в Грецию или Португалию. Почти никогда в этом списке «культурно-расслабляющих стран» не увидишь ничего восточноевропейского. Хотя эти страны нам по всем параметрам ближе – и по своей культуре, и по образу жизни людей, и просто в силу какого-то духовного родства. Без чего какая бы ни была «чистая западная заграница» – все равно остается она для нас какой-то чужой, неодушевленной, не до конца откровенной, что ли. Тем приятнее посещать места, где к россиянам и отношение на редкость дружелюбное, да и удивительных открытий можно сделать куда больше, чем в изъезженных вдоль и поперек знаменитых западноевропейских столицах.
Левочу – уютный и тихий городок, притаившийся у самого подножья Высоких Татр, – отыщешь не на всякой карте Словакии. Сама страна, образовавшаяся после распада бывшей Чехословакии в 1993 году, в первых списках «туристами востребованных» никогда не значилась. Да и, по моим наблюдениям, таковой, наверное, и в дальнейшем будет оставаться.
А ведь архитектурное изящество и поразительный градостроительный стиль города, некогда славившегося на все окрестные земли своим богатством и торговым напором, до сих пор не имеют аналогов не только в этой небольшой стране. Левоча может поспорить с самыми знаменитыми столицами Старого Света своим неповторимым внешним шармом, смелостью творческого порыва великих мастеров эпохи Средневековья и неразрывной связью времен.
Честно говоря, отправляясь в Словакию, я ожидала увидеть здесь некий «советский заповедник». И тем больше поразило меня, насколько сейчас в Словакии все стало по-другому. По большому счету это и есть сегодня та самая «чистая», никем особо еще не потревоженная Европа. А игрушечные, словно с картинок перерисованные, городки и селения поражают чистой, опрятностью и каким-то скромным удовольствием собственного бытия.
Пример 15-тысячного Левочи – тому подтверждение. Возник городок еще во времена появления здесь древних германских племен, застраиваться стал ближе к концу XI века. Тогда здесь начали обосновываться предки нынешних словаков, а чуть позднее переехали жить семьи немецких купцов и ремесленников. Поселились тут маляры, золотых дел мастера, кузнецы, резчики по дереву, искусные каменщики, которые спасались от нашествия татаро-монголов.
Облик города сегодня все такой же, как на старинных открытках. |
К началу XVI века Левоча стал крупнейшим торговым центром всей Восточной Европы, а купцы и промышленники города прославились своими дворцами и замками. Так, одно из самых богатых семейств Европы по фамилии Турзо приобрело два соседних дома в центре Левочи, которые за несколько лет были превращены в шедевры средневековой архитектуры.
Из-за многочисленных пожаров архитектурный облик Левочи неоднократно менялся. Но его внешний лоск, стиль, в котором доминировали готика и ренессанс, стали одной из главных причин, по которой здесь венгерские короли (а город тогда входил в состав Венгрии) проводили встречи на высшем уровне. Затем город был основательно потрепан турецким нашествием, восстаниями в империи Габсбургов. А к концу XIX века он стал одним из центров возрождения словацкой государственности.
На площади Мастера Павла сформировался уникальный комплекс построек зданий XII–XV веков. Эта площадь – единственное в Европе место, где по всему периметру расположены 60 однотипных домов так называемого среднего класса (главным образом рядовых купцов и ремесленников). Внутри располагались церкви, городская ратуша, а также торговые постройки и склады. В церкви Святого Якова сохранился самый высокий в Европе деревянный алтарь. Одно время церковь эту совместно использовали евангелисты и католики, а смонтированный внутри церкви орган долгие годы был самым большим во всей Австро-Венгерской империи.
Центр Левочи превращен в единый музейно-архитектурный комплекс, но окрестные улочки и площади оставляют уже не столь романтичное впечатление. Сами коренные жители Левочи говорили мне о том, что серьезной проблемой для них стало резкое увеличение численности в этих местах цыган. Хотя они и живут в окрестных лесах таборами, но почти все время проводят в центре городка. Сегодня цыгане составляют уже около четверти всего населения Левочи.
Городская ратуша – сердце старой Левочи. Фото с официального сайта города Левоча |
Приезжают же в Левочу в основном туристы из Польши, Чехии, Германии – таких завораживающих своей средневековой невинностью городков там уже не сыскать. Всегда рады здесь и туристам из бывших советских республик. Местные учителя начальных школ некогда преподавали своим ученикам исключительно русский язык. Бывшие ученики давно разъехались, а пожилым учительницам очень хочется рассказать гостям из России об истории Левочи.
А прямо над городом возвышается церемониальная Марианска-Гора. Сюда не только со всей Словакии, но и из близлежащих стран ежегодно стекаются тысячи паломников, чтобы почтить память тех, кто искал убежище в этих местах во времена монголо-татарского нашествия в 1241 году. С последнего яруса церкви, буквально парящей над Левочей, открывается поразительный вид городка. Который словно застыл в своих исторических раздумьях и с какой-то укоризной посматривает на суету и безрассудную поспешность проносящейся мимо современной жизни.