0
3822
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.06.2011 00:00:00

Утопленница необыкновенной красоты

Ольга Батлер

Об авторе: Ольга Батлер - писатель, журналист.

Тэги: живопись, англия


живопись, англия Данте Габриел Россетти. Блаженная Беатриса.
Из собрания галереи Tate

В роскошном старинном платье, которое художник приобрел специально для этой картины, она часами лежала в наполненной ванне. Джону Милле хотелось правдиво изобразить и эти мокрые складки, и расплетшийся венок Офелии. Но почему он выбрал моделью девушку, совершенно непохожую на эталон красоты того времени?

Викторианские красавицы были невысокими и пухленькими, подобно самой королеве, а у Элизабет Сиддал – совсем неигрушечные габариты, длинные конечности, длинная шея и, главное, рыжие волосы, которые считались тогда уродством. Чтобы научить людей восхищаться этой статью и этой гривой, в полумраке отливавшей червонным золотом, а на солнце приобретавшей блондинистый оттенок, требовалось совершить в умах настоящий переворот.

Милле и его уставшие от морализаторского «уродливого» искусства единомышленники решили именно переворотом и заняться. Сначала они, чтобы подчеркнуть свое духовное родство с мастерами раннего Возрождения, называли себя прерафаэлитами и славили мир Божий, в котором возможно существование подобной красоты. Признаваясь в любви, художники не всегда обращались напрямую, поэтому их библейские сюжеты получались далекими от канонов. Но идеолог «Братства прерафаэлитов» Рёскин именно таким видел предназначение искусства: «находить во всем, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящим и незрящим людям».

Потом пути Рёскина и прерафаэлитов разошлись. «Жизнь должна копировать искусство, а не наоборот. Отныне красота будет единственной истиной», – объявили художники, создавая собственный эстетический мир в архитектуре, живописи, скульптуре, дизайне, моде, литературе. Интерьеры их «прекрасных домов» можно назвать выставочными. Да и сами молодые люди со своей экстравагантной манерой одеваться превратились в экспонаты. Когда принадлежавший к этому кругу Оскар Уайльд и его жена прогуливались в стилизованных под средневековые костюмах, уличные мальчишки кричали им вслед: «Гамлет и Офелия идут!»

Но первой супермоделью можно по праву считать Элизабет Сиддал. Девушка проложила дорогу для таких же длинных, бледных, рыжеволосых дев, которые по сей день оккупируют подиумы и модные обложки. Современникам она показалась фантастическим явлением, похожим на бред опиумиста: наряженная старинной знатной дамой простолюдинка с развевающимися волосами, свободная от корсетов, кринолинов и условностей.

Работа над «Офелией» не остановилась и зимой. В один из затянувшихся сеансов погасли лампы, которые художник ставил под ванну для подогрева воды. Вода сделалась ледяной, но деликатная Лиз не решилась отвлечь его от работы и в результате простудила легкие. Милле пришлось оплачивать счета за лечение девушки. Зато написанную им утопленницу назвали шедевром.

Другим широко известным произведением, в котором увековечена Лиз Сиддал, является «Блаженная Беатриса» Данте Габриела Россетти. У Россетти, художника, поэта и товарища Милле по эстетическому движению, восхищение девушкой превратилось в манию. Он наряжал Элизабет в средневековые платья, бесконечно изучал и рисовал ее, вдобавок занимался художественным образованием красавицы.


Джон Милле. Офелия.
Из собрания галереи Tate

Но его рыжеволосая муза чахла на глазах. Сегодня биографы разбавляют эту историю сомнениями: может, не туберкулез начался у Элизабет, а какая-то другая болезнь, анорексия, например? А то литературщина прям какая-то получается... Помимо болезни кроткую Элизабет мучило унизительное положение содержанки: семья Россетти не считала ее подходящей партией для своего сына.

В 1860 году друзья Данте (все сплошь джентльмены) все-таки убедили его жениться на девушке, хотя к тому времени у него уже была связь с другой рыжей моделью, Фанни Корнфорт. Поговаривали, что Фанни подрабатывала проституцией. Эта жизнерадостная и хозяйственная женщина вскоре стала незаменимой в доме художника. А Лиззи, впавшая в меланхолию из-за измены мужа и случившегося выкидыша, умерла в 1862 году, приняв большую дозу опиума.

Теперь измученный раскаянием Россетти рисовал неземной образ жены. В 1869 году ему вдруг пришло в голову издать сборник поэм, единственный экземпляр которого он похоронил вместе с Элизабет... От завершающих сцен этой готической драмы кровь стынет в жилах – есть там и разрытая могила, и насквозь проеденный червяком томик любовных стихов, извлеченный из-под прекрасных когда-то рыжих локонов.

Успеха изданные стихотворения не имели, и вконец расстроенный Россетти алкоголем и наркотиками довел себя до умопомрачения и смерти. (К тому времени практичная Фанни его уже бросила.) Вскоре пришло к упадку само эстетическое движение. Другой разочарованный художник, Вильям Моррис, признавался: «Красоте я теперь предпочитаю образование и свободу для всех». Но то, что они совершили, уже определило культурные черты ХХ века. Предвестник модерна – эстетизм вдохновил средние классы не только на покупку прекрасных вещей – на изменение самого стиля жизни.

Куда ведет красота ради одной красоты? Это в самом деле навязчивый вопрос. Сегодня, когда искусство и мода для многих значат больше, чем религия, он звучит с новой силой. Организаторы выставки «Культ красоты: эстетическое движение 1860–1900-х годов», которая будет проходить в Лондонском музее Виктории и Альберта до середины лета, намеренно расставили акценты. Почти 300 экспонатов (многое из частных коллекций, даже у Ллойда Вебера позаимствовали), включая 60 картин, уникальную мебель, обои, ткани с павлиньими перьями, прочие прелестные вещицы, вызывают восхищение и желание обладать, но в то же время настойчиво напоминают о декадентской концовке движения. Вот такой ответ... Хотя при желании в упадке и тлене тоже можно разглядеть красоту.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1267
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
801
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1536
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1483

Другие новости