0
3257
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.06.2011 00:00:00

Талант держать паузу

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - завотделом культуры "Независимой газеты".

Тэги: пенза, театр


пенза, театр Здание Пензенского театра сверкает, потому что новенькое.
Фото РИА Новости

В Пензе в театр ходят. В антракте по фойе прогуливаются девушки модельной внешности, рассматривают фотографии актеров, многих знают – Каплан, Старовойт, Казаков... Сергей Казаков – актер и нынешний худрук, молод и необыкновенно энергичен, в «Ревизоре» играет Городничего. Мы стоим разговариваем у служебного входа, мимо – опять же девушки, останавливаются, уставившись на него. Спрашивают – можно ли подойти, потрогать... Правда – подходят, трогают Казакова за руку, и я не могу сказать, чтобы тот отнесся к происходящему равнодушно. Актер!

Театр в Пензе появился еще в конце XVIII века, но нынешнее здание – только-только построенное, еще на гарантии: гарантия на театр, я недавно выяснил, меньше, чем на Chevrolet, Hyundai или Opel. На машины дают уже три года, а на здание нового театра – только два. Новый театр в Пензе появился после того, как полностью сгорел старый. Давным-давно, кажется, еще при жизни первого наркома просвещения, пензенскому театру присвоили имя Луначарского. Так и живут – не тужат. Внутри – все по последнему слову техники, в туалетах – чистота, почти что больничная, умывальники – на фотоэлементах, снаружи и внутри – мрамор и гранит, все блестит, как на только что открывшейся станции московского метро. Красиво. Казаков, помимо того, что актер, с гордостью в первый же вечер везет в свой ресторан, у него их в Пензе даже несколько, но все-таки актер он – в первую очередь: сыграл Городничего и не спрашивает, но видно – ждет, что скажут. Похвалят? Скажут, что хорошо? Что просто хорошо или что гениально? Справедливости ради, он радуется, слушая, как хвалят его жену, Альбину Смелову, которая в «Ревизоре» сыграла городничиху и в итоге получила награду за лучшую женскую роль.

Спектакль поставил в Пензе наш московский Валерий Белякович, особо мучить ни Гоголя, ни свою фантазию он не стал, хотя в городе легенды ходят, КАК он кричал на репетициях: «Микрофон в стенку бросал, а микрофоны у нас дорогие, каждый – по 100 тысяч!..»

«Театральное Поволжье» – фестиваль, который проходит впервые, обещают, что станет теперь ежегодным и каждый раз будет проходить в другом городе. На церемонии открытия пензенский губернатор быстро сориентировался и поприветствовал фестиваль, который через 14 лет снова вернется в Пензу. В этот раз приехали театры из соседнего с Пензой города Заречного, из Уфы, из Саранска, Саратова, Ульяновска, Самары, Нижнего Новгорода...

Днем, пока новый театр ставил декорации, пробовал звук незнакомой сцены, в малом зале читали новые пьесы, руководил этой лабораторией Михаил Угаров, пьесы отбирали специально – более или менее местных авторов, поволжских. Актер, который накануне сыграл Хлестакова, взялся за читку пьесы Вадима Леванова о Салтычихе. Жанр ее кто-то, кажется, как раз Угаров, остроумно определил как порнохоррор. Без возрастных ограничений для зрителей, если кто возьмется ее поставить, тут не обойтись. А с другой стороны – пьеса получилась патриотическая, но этот патриотизм отчасти в духе открытий конца 40-х – начала 50-х, когда подряд обнаруживалось, что все на свете впервые было придумано в России. Из пьесы Леванова, несомненно, следует, что фантазии маркиза де Сада – детский лепет в сравнении с тем, что за полвека до него придумано и на практике было освоено московской дворянкой, к тому же родственницей всех знатных московских родов, Салтычихой, которая последние годы провела в заточении в Высоко-Ивановском монастыре, вблизи Китай-города. Боевая бабка была.

Казаков – из тех, в ком энергия бьет ключом, вдохновленный удачной читкой, он тут же пообещал взять пьесу в репертуар и выпустить в следующем же сезоне.

Ульяновский ТЮЗ, имеющий, кроме того, еще одно название – «Nebolshoy театр», привез спектакль по рассказам Шукшина. В нем, что часто отличает именно провинциальные театры, запоминаются именно актеры, а в их игре – замечательные, точные детали. В «Сапожках» – как герой Артемия Курчатова выбирает в магазине сапоги, нюхает даже, подносит к глазам и глядит – ровное ли голенище, как в иных случаях проверяют остроту наточенной косы, а приятель его прежде, чем взять красные лакированные сапожки, отирает руки. А когда жена спрашивает, откуда сапожки, он не шепотом, но тихонько, чувствуя уже свою вину за эту странную, диковинную покупку, отвечает на выдохе: «Купил». И тут же как будто сжимается весь. Как верно заметила на обсуждении критик Вера Максимова, – шукшинской деревни, где эти герои жили, где один, Андрей Ерин, купил на все скопленные деньги микроскоп, а другой, Сергей Безменов, от несчастной любви отрубил себе пальцы, – этой деревни уж нет. А в спектакле – она есть, и Безменов, и Ерин, и поступки их несуразные, все себе во вред, и какая-то бедовая жизнь, и мысль – что купишь микроскоп, найдешь управу на микробов и... «Ты спала когда-нибудь с ученым?» – спрашивает Ерин у жены, та на него – чуть не с кулаками. А он – о другом ведь: не спала – так будешь. Он же теперь – ученый, ну, может, не совсем еще, но без пяти минут точно.

Триумф провинциальной актерской школы, в России – великой, – в спектакле «Дядя Ваня» знаменитого Нижегородского академического театра имени Горького.


Профессор Серебряков – Георгий Демуров готовится взять паузу...
Фото с сайта Нижегородского академического театра драмы

Чеховскую пьесу в Нижнем поставил москвич Валерий Саркисов. Когда-то начинал в, казалось, одной обойме с Владимиром Мирзоевым, Александром Пономаревым, Михаилом Мокеевым, потом, впрочем, как и другие из этого же списка, как будто исчез, сошел с круга. Не исчез. Ставит в провинции.

В спектакле много такого, что правильнее всего назвать режиссерским своеволием, самоуправством. Почему дом Войницких представляет собой корабль, а дядя Ваня выходит в капитанской форме со спасательным кругом через плечо? Почему все происходящее сопровождают навязчиво арии и хоры из «Евгения Онегина», хотя имени Чайковского в программке нет? Почему Елена Андреевна орет на профессора-мужа, как кухарка, хотя, следуя Чехову, воспитывалась в аристократической семье? Таких «почему» скапливается немало, но одновременно с тем, как умножается неудовольствие от своевольной режиссуры, увлекаешься актерами, двумя – особенно. Один играет доктора Астрова (Сергей Блохин, ему досталась награда за лучшую мужскую роль), другой, Георгий Демуров, – профессора Серебрякова. Астров у Блохина – мужик. Одновременно и деревенский, которого легко вообразить меняющим колесо у поломавшейся по дороге из одной деревни в другую телеги, и мужик, способный вскружить голову, свести с ума местных барышень, разве не Елену Андреевну, у которой – свой крест, свой опереточный гений. Демуров, который и народный артист, и лауреат многих премий, а еще и худрук Нижегородской драмы, – не разыгрывает, а выпевает роль, его монологи звучат как речитативы, и сложные модуляции свидетельствуют о наличии ему известной партитуры. О, этот профессор, может, и не двинул науку вперед, может, и прав дядя Ваня, когда судит его строго, но этот Серебряков, конечно, тоже сводил с ума студенток, которые наверняка носились за ним толпами и, открыв рты, внимали каждому его слову.

Минут за пять до финала, когда все уже готовы распрощаться, а Серебряков с женой наконец окончательно и бесповоротно покинуть деревенский дом, к профессору кидается Вафля с просьбой надписать одну из многих его научных брошюр. Демуров хмурится, берет в руки перо и начинает писать. Эту сцену можно назвать реваншем великой русской провинциальной актерской школы, ее ответом на бессмысленные режиссерские фантазии, в которых не раз терял смысл чеховский текст. Точно каждое новое слово придает ему силы, он пишет и пишет, пишет и пишет. Так проходит минута. Смех в зале становится дружнее, и скоро раздаются первые аплодисменты. Демуров продолжает писать, ни на секунду не теряя сосредоточенного вида, напротив, как будто распрямляясь и становясь тем профессором, в которого влюбилась когда-то мать Войницкого, но равно и тем, которого возненавидел теперь ее сын, дядя Ваня. Как есть. Новые аплодисменты. Еще минута или даже полторы – это все много дольше, чем то, что принято называть мхатовской паузой. Третьи аплодисменты, но – не от усталости, не от желания, чтобы профессор поставил точку и наконец уже уехал, освободил всех от себя, – от неправильной жизни, сбитой с принятого распорядка дня. Он мог стоять еще пять минут, мог, наверное, и десять. И зал бы смотрел на актера, стоящего на одном месте и что-то там выводящего мелкими буковками на титульной странице своей книжки. Наконец он ставит точку. Затем еще что-то дописывает, не торопясь, расписывается и произносит последние свои хрестоматийные реплики – про то, что надо дело делать, господа. И – уходит.

Вот это мастерство!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1025
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
635
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1235
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1231

Другие новости