Стали появляться устройства для облегчения жизни тех, кто в этом нуждается.
Фото Интерпресс/РhotoXPress.ru
Московские власти в течение пяти последних лет активно занимаются адаптацией городской инфраструктуры к нуждам инвалидов. Однако, по словам экспертов, без препятствий передвигаться люди с ограниченными возможностями смогут только лет через 10. Сегодня одна из центральных проблем – некачественные работы по оборудованию переходов и транспорта, с одной стороны, отсутствие инструкций по использованию спецсредств, а с другой – неумение инвалидов применять новые лифты и подъемники.
В Москве нет инвалидов-колясочников. Нет. Не встречаются на улице. На первый взгляд это удивляет и даже радует – надо же, какая здоровая нация. Но только эта самая радость тут же разбивается о статистику. В настоящее время в городе проживают 1 млн. 200 тыс. инвалидов, из них 15,1 тыс. – слабовидящие и слепые, 6,5 тыс. – глухие и слабослышащие, 21,9 тыс. – инвалиды по патологии опорно-двигательного аппарата, 5,9 тыс. – инвалиды вследствие ДЦП, 38,6 тыс. – инвалиды вследствие психических расстройств, 7,5 тыс. используют для передвижения кресло-коляску, 27, 9 тыс. – дети-инвалиды. Соответственно тех, кому нужна коляска при передвижении, – 7,5 тыс. человек. А ведь есть еще люди, которым трудно временно передвигаться, и они также используют специальные средства, есть и пенсионеры, которые также могли бы использовать коляску, чтобы облегчить себе передвижение, лишний раз прогуляться по улице, встретиться с родственниками и соседями.
В Департаменте социальной защиты населения города Москвы «НГ» объяснили, что они выступают координаторами адаптации городской среды к потребностям маломобильных групп граждан. Все работы выполняются префектурами, управами и другими исполнителями. Как правило, все объекты, будь то спуски в подземные переходы или пандусы возле магазинов, проверяются общественным советом. Представитель департамента отметил, что если какие-то явные огрехи встречаются, то нужно обращаться к ним, и они проверят, проконтролируют, исправят.
Сейчас правительством Москвы принята Стратегия повышения качества жизни инвалидов на период до 2020 года. За это время чиновники планируют увеличить количество городских объектов и территорий, доступных для маломобильных граждан, повысить качество приспособления объектов, привлекать инвалидов к обсуждению проектов на стадии планирования.
По статистике департамента в прошлом году количество полностью или частично приспособленных общественных зданий превысило 54%, для прогулок создаются удобные дорожки в парках. 30% наземного пассажирского транспорта приспособлено для людей, с трудом справляющихся с передвижением. И даже на 11 станциях Московского метрополитена (из 182) установлены лифты.
Создана общественная инспекция по делам инвалидов, представители которой участвуют в экспертизе проектных решений и заданий по проектированию элементов безбарьерной среды, в обследовании объектов строительства (реконструкции, капитального ремонта) на разных стадиях завершения работ, в мониторинге степени доступности объектов различной отраслевой принадлежности.
В 2011 году на мероприятия по адаптации города к потребностям маломобильных граждан будет выделено более 2,5 млрд. целевых бюджетных средств, то есть 59% от общего объема целевого бюджетного финансирования мероприятий по социальной интеграции инвалидов.
Однако есть ряд любопытных аспектов, которые отмечают в Московском отделении Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). С одной стороны, они уверены, что передвигаться в Москве стало намного легче в последние пять лет, с другой – спокойно гулять по городу колясочники смогут не раньше чем лет через десять. Например, вопросы вызывает не то, что делается для инвалидов, а то, как делается. В частности, заместитель председателя общественной организации Надежда Лобанова рассказала, что ей приходится заниматься проверками пандусов, которые делают, так сказать, для галочки. Например, спуски для колясок могут быть не того наклона или сразу за дверью учреждения, к которому подведен пандус, есть еще несколько ступенек, которые на колесах преодолеть проблематично. Или – возле станции метро «Октябрьская» есть подъемник, но нигде не указано, как им пользоваться и кто его обслуживает. Самостоятельно его использовать трудно, объясняет эксперт. Хотя при обращении инвалидов по месту жительства управами устанавливается необходимое для передвижения оборудование, отмечают в ВОИ.
Оказывается, если проявить активность, то жить инвалиду станет ощутимо легче. Главное сказать, что ему необходимо. «Самые большие сложности – с частными магазинами, которые не заинтересованы в инвалидах как в покупателях. Но они забывают, что к ним и мама с коляской не может зайти без такого пандуса, – рассказывает Лобанова. – Сейчас при сдаче объекта в эксплуатацию проверяется его приспособленность для малоподвижных людей».
Все просьбы по улучшению пространства, конечно, будут рассматриваться и дорабатываться, однако можно предложить один простой способ проверки. Любой чиновник или добровольный контролер берет очень тяжелый чемодан на колесиках и отправляется с ним из точки А в точку Б. После чего на карте отмечаются участки, которые вызвали трудности в передвижении. Такой эксперимент позволит почувствовать нюансы, где сосредоточить внимание или, например, заметить, что пандусы могут быть универсальными, если они сплошные. Если спуск предназначен только для инвалидных колясок, то детскую трехколесную или чемодан придется тащить на руках. Или, например, если подземный переход оборудован спуском к станции метро, то четыре-пять ступенек перед самой дверью в метро оказываются непреодолимой преградой.
В прошлом году для удобства слабовидящих людей укладывали ярко-желтые плиты на тротуарах. Оказалось, что делали это не всегда правильно, рассказала Лобанова. И даже дорожные рабочие, занимавшиеся этими плитами, не всегда понимали, не только как их укладывать, но и зачем они нужны. Как заметила эксперт, слабовидящие люди также жаловались на эти приспособления.
Практика показала, что для города мало 30% оборудованного спецсредствами наземного транспорта. Нужного автобуса еще надо дождаться. «Низкопольные автобусы появились, но их не так много и приходится долго ждать. Однажды зимой пыталась дождаться, и простояла полчаса на морозе. Пришлось вызвать такси. Если бы повесить расписание, с какой периодичностью они ходят, было бы гораздо легче. А так человеку приходится пользоваться социальным такси», – заключила Лобанова. Хотя это уже частный случай общей проблемы городского наземного транспорта, движение которого затруднено автомобильными пробками.