Состояние героини Натали Портман в «Черном лебеде» было понятно ей и как нейробиологу.
Кадр из кинофильма
Американцы полагают, что Натали Портман, удостоенная в этом году престижнейшего «Оскара» за фильм «Черный лебедь», вознеслась на международный киноолимп после своей роли королевы Амидалы в «Звездных войнах». (Хотя до этой роли в исполнении Портман была маленькая девочка, «сподвижница» профессионального убийцы в нашумевшем по обе стороны Атлантики фильме «Леон»). «Черного лебедя» критики и скептики ругали, считая, что Нина, балерина с чуть ли не синдромом Дауна, вряд ли сможет в реальной жизни чего-то достичь, не говоря уже о вершинах танцевального мастерства.
Вполне возможно, что они заговорили бы по-другому, узнав, что признанная актриса вполне сознательно пошла на съемки, поскольку выписанное сценаристом состояние героини близко ей как┘ нейробиологу! Мало кто знает, что 29-летняя Натали в конце 90-х училась в престижной школе Лонг-Айленда, возможно, показанной в финальных эпизодах «Леона», после чего дошла до полуфинала «высоколобых» соревнований, устраиваемых под эгидой компании Intel.
Все свободное от съемок время юная Натали посвящала изучению «экологически дружественных» методов переработки всякого рода отходов с целью получения чистой энергии. Трудно сказать, зачем ей это было нужно, если девушку беспрерывно приглашали сниматься в своих фильмах Вуди Аллен и Люк Бессон, а ее партнерами на съемочной площадке были Ума Турман и Джулия Робертс, Джек Николсон и Дрю Бэрримор.
Тем не менее после покорения Голливуда она поступает в┘ Гарвардский университет, чтобы изучать нейробиологию и эволюцию сознания. «Мне довелось встретить мало таких одаренных студентов, как Натали, y которых было бы столько интеллектуальной мощи и кто работал бы столь же упорно, – говорит ее университетская преподавательница Абигайль Бэйрд. – Она ничего не принимает бездоказательно на веру. Она ни разу не сослалась на напряженный съемочный график и не уходила от возложенных на нее обязанностей».
И действительно, если она должна была участвовать в популярном телевизионном шоу, она быстрее заканчивала отчет о проведенных экспериментах, связанных с молекулярной биологией мозга. Менторы Натали в университете все как один отмечают ее острый не по годам ум, если не сказать мудрость. У нее только одна жалоба, связанная с тем, что «в Гарварде столько людей, делающих удивительнейшие вещи вне классных комнат. Но им также нравится и то, что делаю я».
Надо признать, что Портман не уникальна в следовании научной стезей. Первой на нее еще в начале 1940-х годов ступила знаменитая Хеди Ламарр, прославившаяся в 18-летнем возрасте, когда в одном из австрийских фильмов ее сняли ню. В США она успешно покорила Голливуд и долгие годы считалась там «самой прекрасной женщиной». «На стороне» же она занималась радиотехникой, и ее имя стоит в патенте, охраняющем авторские права на систему управления торпедой, в результате «частотных скачков» – frequency hopping – не подверженную глушению со стороны противника.
Современная нейробиология – наука точная. Фото Reuters |
Свою телевизионную карьеру Майим Бьялик начинала в молодежном сериале, за которым последовали другие. В «Теории Большого Взрыва» она играет уже нейробиолога Эмми Фаулер, которая пытается время от времени успокоить физика, боящегося всякого рода заразы (этой фобией страдал, кстати говоря, Майкл Джексон). Ученую даму актриса играет весьма убедительно. И это не удивительно, если учесть, что в ее кейсе хранится диплом доктора философии Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, который она получила после защиты диссертации по┘ нейробиологии. «Я говорю людям, что я нейробиолог, поэтому и играю специалиста в этой области на телеэкране», – подчеркивает Майим.
Леонард Нимой играл доктора Спока, самого известного телеученого. Леонард полагает, что доктор и «Звездный путь» (Star Trek) сподвигнули и вдохновили многих молодых людей выбрать научную карьеру. Поэтому настоящие исследователи, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни, всегда тащат его в свои лаборатории, объясняя на ходу, чем там занимаются, а также свои новые проекты, выдвигаемые на получение грантов. Мало что понимающий актер, пришедший на телевидение из театра, глубокомысленно кивает головой и говорит им в раздумье: «Мне кажется, что вы на верном пути». И его слова по-настоящему вдохновляют собеседников.