Создатель Wikileaks Джулиан Ассандж удовлетворяет какую-то патологическую страсть людей, ожидающих очередных новостей о сварах на кухне мировой политики и бизнеса.
Фото Reuters
Условие мирного сосуществования как людей, так и государств формулируется донельзя просто: не надо говорить в глаза того, что говорится за глаза. Когда оно нарушается, тогда и возникают войны: семейные и религиозные, клановые и гангстерские, локальные и мировые. Поэтому во все времена особо опасными для мира в любом месте земного шара (будь то маленькая деревушка, мегаполис или страна) были люди, главная страсть которых – бросать речи, говоримые за глаза, прямо в глаза. Особую силу они взяли в ХХ столетии.
Все эти возомнившие себя вождями «пассионарные» сплетницы и балаболки – Ленин и Троцкий, Муссолини и Гитлер, Кастро и Че Гевара, Хомейни и исламские фундаменталисты, воины ИРА и баскские борцы за независимость, антиглобалисты и бенладенисты и т.д. и т.д. – и раздули пожары двух мировых войн, больших и маленьких победоносных революций, современного террора в ХХ веке и не дают ему потухнуть в веке XXI. Теперь к ним прибавились еще и викилисты.
Надо сказать, что сами по себе эти новые на первый взгляд персонажи ничего нового собой не представляют. Такие же сплетницы и балаболки, словесный стул которых, несмотря на всю свою вонючесть, всегда был хорошо востребован массами. Что делать? Слаб человек и любит перемыть кости всем и всему, забывая, что занятие это небезобидное. И если дать волю всем этим современным и крайне деятельным Хиврям, Яго, «просто прекрасным дамам» и «дамам, прекрасным во всех отношениях», они кого угодно перессорят и доведут до мордобоя сколь угодно мирных граждан. Что время от времени и происходит. Но в викиликсовом сюжете интересен не этот старый как мир мотив, а то, как научно-технический прогресс меняет, не меняя, людей и как он оборачивается собственной, чреватой дьявольской опасностью противоположностью.
Простой и наглядный образ происходящего можно найти, как всегда, у братьев Стругацких. Многие помнят профессора Выбегалло – самого колоритного персонажа культовой повести «Понедельник начинается в субботу», создавшего вурдалака, потребности которого росли по мере потребления. Но если в повести, писанной полсотни лет назад, речь шла о селедочных головах, фотоаппаратах, золотых кольцах и прочих вполне материальных субстанциях и касалась только некоторых представителей человечества, то чудовищное развитие информационных технологий с устрашающей ясностью показало, что новые профессора Выбегалло (все эти Гейтсы, Джобсы, Брины, Цукерберги и им подобные) никуда не делись и вывели из по меньшей мере половины человечества вполне агрессивное монструозное создание, потребляющее информационное варево с совершенно не насыщающимся аппетитом.
В прошлом году на мировую авансцену выдвинулся очередной Выбегалло – создатель WikiLeaks Джулиан Ассандж, и теперь все викиликсные кадавры мира с какой-то патологической и ничем не удовлетворяемой страстью ждут очередных новостей о сварах на кухне мировой политики и бизнеса, чтобы затем бросить все это в глаза ладно бы друг другу, а то вполне мирным гражданам; тем самым подбрасывая поленья в тлеющие пока костры больших и маленьких конфликтов мирового муравейника.
i-Phon’aм, i-Pod’aм и i-Pаd’aм мы обязаны появлением поколения, способного только водить пальцем по этим устройствам. Фото Reuters |
Происходящее сейчас в Тунисе и Египте – закономерный результат работы всех перечисленных профессоров. Именно их стараниями молодежь мира дорвалась до информационных похлебок, потребление которых и вывело на авансцену толпы полуобразованных молодых дебилов, не способных ни сеять, ни жать, ни печь насущных хлебов, а способных только водить пальцем по i-Phon’aм, i-Pod’aм и i-Pаd’aм. В западных странах, где меньшая часть населения, занятая в сельском хозяйстве и других жизненно важных производствах, еще способна благодаря высокой культуре труда (включающей прежде всего низкий уровень коррупции) обеспечить насущные потребности большинства, появление армии информационных кадавров еще не привело к критическому перекосу в распределении рабочей силы. Но в развивающихся странах, где аграрный уклад доминирует, указанный перекос грозит уже настоящей катастрофой, и Тунис с Египтом демонстрируют сей факт ясно и недвусмысленно.
Именно эти страны в силу исторически наиболее близких связей с Западом быстрее всех начали усваивать уроки профессоров Выбегалло информационной эпохи. В результате в них, где пока пахать, сеять и жать до сих пор должна большая часть населения, где «коррупция – единственное орудие в борьбе с фанатизмом», эти профессора вывели за 20 лет существования Интернета огромную армию молодых выбегалловых упырей, уже не способных ни пахать, ни сеять, ни жать, ни убирать мусор, а способных только потреблять, балаболить и сплетничать на форумах, в блогах, в живых журналах, твиттерах┘
И совершать революции, потому что есть хочется и в эпоху Интернета. А цены на хлеб – не информационный, а реальный и насущный – растут. И не в последнюю очередь из-за того, что молодежь, возбужденная профессорами Выбегалло XXI века и беснующаяся сейчас на площадях арабских городов, ушла из своих деревень за благами викиликсовой цивилизации, героем которой является импотент с обликом грудного младенца.