Кошки прочно обосновались в литературе.
Николай Ярошенко. Портрет дамы с кошкой. Калужский областной художественный музей
Следующий год – Кролика и Кота, что, в общем-то, одно и то же. Коты – самые красивые, а потому опасные твари. Об этом нас предупреждала, но, как видно, напрасно вся мировая литература!
Начало кошачьей литературной чехарде было положено мифологией Египта. Женщина с головой кошки – богиня веселья и радости по имени Баст. Естественно, поскольку богиня смотрит на мир широко раскрытыми зрачками, колдовским, немигающим взглядом (так и хочется добавить что-нибудь чеховское: как гадюка из спелой ржи), ее по совместительству окрестили Оком Солнца. Впоследствии, а именно в Средневековье, кошке и женщине все эти языческие веселье и радость аукнулись. Дьявольские отродья были низвергнуты с небес в тартарары.
С тех пор и повелось, что все самое загадочное, таинственное, инфернальное, чувственное было сопряжено с образом ни в чем, кроме своей красоты, не повинной кошки. Недаром в воландовскую свиту у Булгакова в «Мастере и Маргарите» входит ужасно наглый и не менее ужасно обаятельный Бегемот. А в рассказе Эдгара По «Черный кот» мохнатая тварь, которую зовут Плутон (римский бог подземного царства, прямо-таки предтеча дьявола), воздействует на своего хозяина посредством Дьявольского Соблазна! Излишне напоминать, чем это оборачивается для главного героя: слово «ужас» – лишь слабый отблеск того, что на самом деле происходит.
С некоторых пор кот/кошка прочно затесались в мировую литературу и заняли в ней главенствующее место. И дело, видимо, здесь не совсем чистое. Ну почему кошка, а не собака – друг человека, не лошадь или хомяк? Ведь всякий, кто сталкивался с семейством кошачьих, знает: кошка ведет себя крайне независимо и быстро садится своему хозяину на шею. А уж практической пользы от нее – никакой (ну или почти никакой).
Ответ на этот вопрос покрыт, естественно, мраком. Эти пушистые твари прочно обосновались в литературе и освоили практически все жанры от классического романа до мюзикла включительно.
Роман? Пожалуйста: «Житейские воззрения кота Мурра» Гофмана. Сказки? Тут вообще список довольно внушительный – одни только братья Гримм выдали на-гора несколько: «Ганс и полосатый кот», «Бременские музыканты» и т.д. И Шарль Перро со своим «Котом в сапогах» вошел в историю: его отважному и находчивому герою в Лондоне установлен памятник. Не обошла своим вниманием кошка и басню. Иван Андреевич Крылов увековечил ее в «Коте и поваре», «Коте и щуке» и т.д. Лафонтен, памятуя о Египте, написал басню «Кошка, превращенная в женщину». Между прочим, эта пренеприятная история (когда некий гражданин возымел желание жениться на своей кошке и даже превратил ее в человека, и непонятно, чем бы все закончилось, не появись в самый ответственный момент мышка) знаменует окончательную победу кошки над человеком и вообще здравым смыслом.
Женский образ в литературе с некоторых пор, как атавизм, просто оказывается в большой жирной тени все той же кошки. Спустя каких-то несколько тысячелетий кошка, отвоевав утраченные было позиции, становится таким же, если не большим, божеством. Ее улыбке поклоняются: взять Чеширского кота из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Автор умаляется до банального пересказчика ее мифов – «кот ученый» «подсказал» Пушкину сюжет «Руслана и Людмилы». Хулио Кортасар в чудесном рассказе «Пространственное чутье кошек», запутавшись в любовном треугольнике «автор–жена–кот», отдает пальму первенства последнему. Томас Стернз Элиот написал поэму «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом» (кстати, Старый Опоссум – псевдоним Элиота, которым его наградил Эзра Паунд). А мюзикл «Кошки» (Cats) Эндрю Ллойда-Уэббера – это и вовсе гимн кошкам всех времен и народов, музыка которого звучит реквиемом по отношению к прочим тварям. Образ «кошки, которая гуляет сама по себе» – это уже некий символ порабощения и зависимости человечества от кошек. Это – всепожирающее Око Солнца, милостиво взирающее с недосягаемого трона на грешную землю.
А что же в жизни?
Кот – это вам не фунт изюма! Существо крайне деликатное, пугливое, чувствительное, чувственное, загадочное и забавное. Нужно ли говорить о том, что кот сам устанавливает правила, которые необходимо неукоснительно соблюдать в обращении с ним? Нет, не нужно. Каждая женщина, которая попалась в лапы серого в полосочку хищника, это понимает практически сразу. Во-первых, ни в коем случае нельзя стеснять кота в его стремлении выказать нежность и преданность хозяйке, когда это ему заблагорассудится. Непонимание сего важного в жизни котов факта может привести к немотивированной агрессии, молчаливой угрюмости, замкнутости и разрыву отношений.
Наглый, но обаятельный... Фото Александра Анашкина |
Во-вторых, кота необходимо вовремя и правильно кормить. И здесь ни в коем разе не нужно устанавливать свои правила, упорно пичкая питомца каким-нибудь фасолевым супчиком или яичницей, если ему нравится бифштекс с кровью или докторская колбаса. Следует помнить, что у каждого кота есть свое любимое блюдо или лакомство. Ваши шансы завоевать его сердце (многие ошибочно полагают, что это так просто), ум, честь и совесть повысятся, если вы его будете баловать чем-то экзотическим, однако же не преподнося все это с оскорбляющей нервную и чувствительную кошачью натуру помпой и торжественностью. Мол, вот видишь, как я тебя, сволочь ты этакая, люблю, холю и лелею, а ты не ценишь этого (при этом еще размазывая слезы вперемешку с соплями по щекам)?! Никаких попреков и намеков на то, как он дорого обходится хозяйке! Кот терпеть не намерен столь неделикатного с собой обхождения. Он – гордое, независимое существо, которое позволяет за собой ухаживать. И то исключительно тем, кто этого достоин.
Для кота каждая мелочь имеет существенное, а порой и глобальное значение. К примеру, вы купили новые занавески на кухню. Стоит заблаговременно посоветоваться с котом: милый, какая расцветка тебе нравится, зеленый горошек или меланж? Но, однако, помните, что никаких ярких расцветок и резких запахов. Кот должен чувствовать себя в безопасности и уютно, словно в колыбели или на руках у мамы.
И в заключение пару слов о разновидности кошачьей породы.
Котов-мужчин можно условно разделить на три психологических типа.
«Киса» – домашнее, бесконечно преданное и забитое существо, любящее свою мамулю и за самое большое несчастье в своей жизни почитающее испортить ей настроение. Тип меланхоличный, нежный, иногда до приторности, но верный.
«Котяра» – в противоположность «Кисе» довольно-таки сквалыжное, сволочное существо, требующее постоянного внимания и ухода. Художественная натура, писатель или поэт, склонный к постоянным истерикам и частым хождениям налево, которые, конечно, не следует поощрять, но и запрещать опасно.
«Мур Мурыч» – сибирский валенок, ленивый и толстый. Спит в любом положении и в любое время суток, мышей не ловит, налево не ходит, но зато возле него хорошо греться в стужу. Любит простую и грубую пищу, в обхождении неприхотлив, но в меру ласков. Очень хорош в условиях деревни и дачи.
Прочие нюансы характера зависят от породы, мест обитания, кормления и ухода за своим питомцем.
Как с ними со всеми быть или не быть? Не знаю. Потому что сам, как говорится, такой, «но на меня весь свет похож»!