Луис Уэйн.
Фото из книги «Луис Уэйн – человек, который рисовал котов»
В рисунках британского художника Луиса Уэйна столько забавных деталей, что, даже просто комментируя их, можно сочинить историю. Например, «Игра в крикет». Я насчитала там 36 характеров: спортсмены в полной экипировке, с крикетными битами, зрители на деревьях или за столиками. Художник запечатлел непредвиденный момент игры: мяч угодил на один из столиков, разбив тарелку с сэндвичами, опрокинув на землю сахарницу и заварной чайник. Какая неприятность! Чем ближе к эпицентру, тем сильнее эмоции персонажей. Любопытство, замешательство, испуг, возмущение написаны на их┘ усатых мордочках. Вся честная компания, если не считать рвущуюся с поводка непонятно чью собаку, состоит из кошек.
На других рисунках Уэйна тоже кошки: принимающие морские ванны, вальсирующие, кошки-гольфисты, кошки-жокеи, футбольные хулиганы, музыканты. Как правило, они представители зажиточного класса, что позволяет им наряжаться по последней моде, предаваться светским развлечениям, наслаждаться оперными ариями, курить сигары, пить виски.
Ранние работы Уэйна рассматривать приятно, а вот поздние (они, кстати, ценятся намного выше) вызывают противоречивые чувства. По-прежнему восхищаясь мастерством художника, вдруг замечаешь, что кошачьи морды стали злыми. Именно эти поздние рисунки бросались в глаза на проходившей осенью 30-й ежегодной выставке «кошачьего» искусства в галерее Криса Битлса. Они попали к специализирующемуся на творчестве Луиса Уэйна лондонскому галеристу после того, как скончался обладавший ими богатый психиатр из Дублина.
Нет ничего удивительного в том, что творчеством Уэйна интересуются психиатры. Для врачей кошечки Уэйна имеют научную ценность. Они показывают, как шизофрения изменяет личность художника.
Кошачьи представители зажиточного класса. Луис Уэйн. Игра в гольф |
Первенец с заячьей губой, Луис родился в семье торговца текстилем в 1860 году. Родители поздно отдали мальчика в школу, вместо занятий он предпочитал бродить по лондонским улицам. Одноклассники дразнили его. В юности, чтобы спрятать свой недостаток, Луис отрастил усы, и вскоре нашлась женщина, которая оценила его внешнюю и внутреннюю привлекательность. Эмили была гувернанткой сестер Луиса и была на 10 лет старше своего возлюбленного. Молодые поженились в 1884 году, хотя семья юноши не одобряла его выбор. К тому времени отца уже не было в живых, и Луису пришлось взять на себя ответственность не только за жену, но за мать и пятерых сестер. Он начал зарабатывать, рисуя для журналов сценки из сельской жизни.
Потом у Эмили обнаружили рак груди. Чтобы развлечь больную жену, Луис рисовал их черно-белого кота Питера: Питер то носил очки, то, как человек, читал книгу. Эти «глупые» наброски и стали началом знаменитой кошачьей эпопеи. Умирающая Эмили успела порадоваться за мужа. Успех быстро пришел к нему: первые же картинки с веселящимися на балу котами, опубликованные в рождественском выпуске The Illustrated London News, понравились и взрослым, и детям. Эдвардианское общество было в восторге.
В 1890-х Уэйн выпускал почти по 600 рисунков ежегодно. Их публиковали в газетах, журналах, детских изданиях, на открытках. Его первые кошки еще были похожими на представителей животного мира, но очень скоро он заставил их ходить на задних лапах, по-человечески гримасничать и жестикулировать. Художник использовал для рисунков наброски, сделанные во время наблюдений за людьми, трудно было найти сферу деятельности или ситуацию, в которую он не вовлекал бы своих антропоморфных мурлык.
Мода на кошек захлестнула страну. Никогда прежде они не были столь любимы англичанами. Причем Уэйн не просто воспевал этих животных, он стал их покровителем и дважды был избран председателем Национального клуба любителей кошек. Его «Подмигивающий кот» и герб с тремя кисками до сих пор являются эмблемами клуба.
Метаморфозы творчества художника. Иллюстрации Луиса Уэйна |
Материальный успех, приятное следствие популярности, давал Уэйну возможность обеспечивать родных (овдовевший художник жил под одной крышей с матерью и сестрами). Но Первая мировая война отменила европейскую моду на кисок. Интерес проявляли американцы, поэтому он отправил в США большую партию керамических «кубистских» котов. Затея пошла ко дну в прямом смысле: корабль с грузом был потоплен немцами.
Денег становилось все меньше, ведь о сбережениях Уэйн не позаботился. Он свои работы прежде дарил или продавал за бесценок, не думая об авторских правах. А тем временем сестры, ни одна из которых так и не вышла замуж, нуждались в поддержке. Нежный брат беспокоился о них и одновременно подозревал, что они его обворовывают. Существует черта, за которой странные идеи превращаются в опасную манию. Луис окончательно пересек ее в 1924 году, набросившись на одну из сестер.
Те, кто сегодня видит в Уэйне лишь «сошедшего с ума кошатника», называют возможной причиной его безумия трихинеллез, переносчиками которого могут быть кошки. И специалисты, не исключающие связь между трихинеллезом и шизофренией, помогают этой версии. У многих появляется соблазн придать трагедии художника драматическую, почти театральную завершенность. Пишут еще, будто рассудок его повредился из-за того, что Луис сильно ударился головой, выпав из автобуса. Якобы водитель резко вывернул руль, стараясь не задавить кошечку на дороге. Уэйн пострадал из-за существ, которых обожал всю свою жизнь.
В подробном варианте биографии сообщается, что художник отличался странностями еще в молодости (слыл эксцентриком) и что в семье Уэйнов существовала предрасположенность к душевным расстройствам (одна из сестер художника помешалась в юном возрасте). Луиса тоже заперли в сумасшедшем доме. Он погиб бы в том ужасном бедламе для неимущих, если б не судьба в облике словоохотливого посетителя: «Вы рисуете в манере Уэйна!» – «Я и есть Уэйн...» В кампанию по спасению художника включились все любившие его творчество, премьер-министр Великобритании и королевская семья.
Герберт Уэллс, призывая собирать деньги для Уэйна, подчеркивал, что на рисунках художника выросли три поколения англичан. Трудно было найти в стране детские ясли, где на стенах не висели бы его репродукции. «Он изобрел собственную разновидность кошек, у которых были свои стиль, общество, целый кошачий мир, – говорил писатель. – После Уэйна все английские кошки чувствуют себя пристыженными, что не похожи на его персонажи».
Художника перевели в комфортабельную лечебницу, где у него была отдельная комната. Там он прожил до смерти в 1939 году. Сохранился коротенький фильм 30-х годов, где прилично одетый джентльмен гладит кошку, потом рисует на большом листе бумаги круглую морду, напоминающую Чеширского кота из «Алисы».
Его вымышленные кошки постепенно становились все менее доступными простому взгляду. В подборке иллюстраций, которыми сегодня принято сопровождать почти каждый рассказ о художнике, показана трансформация рыжей кошечки, превратившейся сначала в загадочную психоделическую маску, а потом и вовсе то ли в дракона, то ли в разгневанное буддийское божество. Процесс настолько пугающе-завораживающий, что ловишь себя на мысли: в самом деле, чем Луис Уэйн так не угодил кошкам?