0
3734
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.12.2010 00:00:00

Осиротевшие стихи

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "НГ".


Белла Ахмадулина читает стихи.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

Голос Ахмадулиной. Так читают поэты. Понятие, к слову, часто включающее иронический подтекст: чуть завывая, чуть напевая, – завыванием это становится, когда стихи плохие, а когда читала Ахмадулина, казалось, она взлетала, готовилась расправить крылья и – взорлить. В ее внешности было что-то такое птичье, – Бродский вот считал себя, рассказывают, родственником ворон, и Ахмадулина тоже подыскала себе птичье сравнение:

В тот месяц май, в тот месяц

мой

во мне была такая лёгкость

и, расстилаясь над землей,

влекла меня погоды лётность.

Я так щедра была, щедра

в счастливом предвкушенье

пенья,

и с легкомыслием щегла

я окунала в воздух перья...

Вспоминая ее более или менее недавние, то есть одни из последних, появления на публике, ловишь себя на так тогда и не сформулированном ощущении, похожем на страх за нее, – когда она шла, казалось, вот-вот упадет, в каждом шаге была какая-то неуверенность, но едва она выходила на сцену, начинала говорить, равновесие тут же обретала вновь, и обретала – свободу. Свободу движений, свободу слова и мысли. Впрочем, эта полетность была в ней всегда – достаточно вспомнить кадры с ее участием, вошедшие во вполне художественный фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича». Хуциев же «врезал» в картину вполне настоящий, всамделишный поэтический вечер в Большой аудитории Политехнического. И что показательно – настоящие стихи, настоящие, ничего не игравшие поэты и самая настоящая публика не разрушили все, что сыграли вокруг актеры. Все были – настоящие. Время было такое. Для Хуциева, мне кажется, она важна была, как камертон, в его картине про это ясное время, где черное было черным, а белое – белым.

В семьдесят три она не выглядела старухой – такая же хрупкая, тоненькая, как ивовая ветка, которые гнутся, но не ломаются. Ведь и Ахмадулина была такою же: ломали-ломали, а она – не ломалась, подписывала не те письма, участвовала не в тех сборниках – вроде неподцензурного «Метрополя». Нет, возраст не делал черт ее лица уродливее – она была прекрасна, вдохновенна, как была прекрасна в картине Марлена Хуциева «Застава Ильича».

Чтобы называть кого-то другом, нужно иметь на то какие-то основания вроде встреч, пусть редких, какого-то общения, чувства локтя. Поэт входит в жизнь иначе и часто занимает в ней место очень важное – ты опираешься на рифмы как на что-то, имеющее прочные основания, хотя что такое рифмы, вообще стихи? Слова, слова, слова... А вот ведь живешь, идешь, едешь, а в голове крутится: «Мне вспоминать сподручней, чем иметь...» К чему это вдруг? Возраст? Но ведь Ахмадулина написала свое знаменитое стихотворение про друзей задолго до того, как друзья стали уходить, один за другим – сперва Рождественский, Окуджава, недавно вот – Вознесенский.

По улице моей который год

Звучат шаги – мои друзья

уходят,

Друзей моих медлительный

уход

Той темноте за окнами

угоден...

Как она это слышала? Какие потрясающие слова находила в том мире, где крутились, привычны были совсем иные словосочетания?

Дай встать на цыпочках

в твоем лесу

На том конце замедленного

жеста

Найти листву и поднести

к лицу

И ощутить сиротство как

блаженство...

Сколько же стихов ее стало частью моей жизни, откликается на какие-то фразы – вообще на жизнь...

Это я, в два часа пополудни

Повитухой добытый трофей...

Про светофор написала стихи, воспела: «Светофор, Святослав, Светозар...» – светофоры добры, как славяне...

Не уделяй мне много времени,

Вопросов мне не задавай,

Глазами добрыми и верными

Руки моей не задевай.

Весною не ходи по лужицам

По следу следа моего,

Я знаю –

снова не получится

Из этой встречи ничего...

В разные годы ее мужьями были Евтушенко, Нагибин, в последние годы – художник Борис Мессерер. Поэтическую переписку Ахмадулиной и Евтушенко, мне кажется, можно назвать одной из важнейших страниц русской поэзии второй половины прошлого века. Он ей: «Со мною вот что происходит, совсем не та ко мне приходит, мне руки на плечи кладет и у другой меня крадет...» Она ему: «Ты думаешь, что я из гордости – хожу, с тобою не дружу, я не из гордости, из горести так прямо голову держу...»

«Кружилось надо мной вранье, похожее на воронье»... Или – в автобиографической поэме: «О, пошлость – ты не подлость, ты лишь уют ума». Гениально!

Помню, какое на меня впечатление произвело одно ее четверостишие: «Уже рассвет темнеет с трех сторон, а все ж руке не достает отваги, чтобы пробиться к белизне бумаги сквозь воздух, затвердевший над столом». Гениально! Рассвет – это же время не света, а особенной тьмы, когда гасят лампу и оказывается – темно, ничего не видно, и свет – брезжит с одной-единственной стороны, где когда еще солнце, ждать и ждать... Смешно пересказывать стихи, дорассказывать за поэта – хочется передать тогдашнее свое и сегодняшнее восхищение, стихи Ахмадулиной не разочаровывают со временем, не тускнеют.

В начале 80-х я работал дворником, зарплату тратил на книжки. У меня даже был свой спекулянт, покупавший что-то по моей просьбе. Долгожданный том Ахмадулиной – красный, изданный в Тбилиси. С иллюстрациями Мессерера. Тогда в голову не приходило, даже не задумывался – почему в Тбилиси? Почему не в Москве. А что? Маркеса – в Кишиневе и Минске печатали... Ахмадулина же переводит грузинских поэтов, воспевает холмы Грузии – все понятно. Сейчас додумываешь: это была расплата за подписанные письма, за «Метрополь», за лирику, которую там, где надо, правильно понимали: не наша! Вот ее и печатали лишь на окраинах советской империи, а московские издательства были для Ахмадулиной закрыты.

Влечет меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов

и современнее и резче.

Вскричать: «Полцарства

за коня!» –

какая вспыльчивость

и щедрость!

Но снизойдет и на меня

последнего задора тщетность.

Так вот, красная книга в руках, я листаю, читаю, ловлю эти строчки, многие узнаю, как родных. Еду в метро. Между «Автозаводской» и «Коломенской» поезд выезжает на поверхность, я стою у дверей, людей немного, сбоку – у поручня – стоит не очень трезвый мужчина. Пьяный, но, скажу так, не опасный. Вдруг поезд тормозит, и его склоняет в мою сторону. «Что читаешь?» – успевает он задать короткий вопрос. Я вообще не любитель таких диалогов, когда все вокруг тут же становятся зрителями, – показываю обложку: Белла Ахмадулина. Он внимательно читает и вдруг говорит: «После Вергилия я никого не читаю». Я сейчас думаю: он мог бы оценить Ахмадулину. Принципиальность – иногда мешает.

В своих стихах Ахмадулина воспела светофоры, мотороллер, даже автомат с газированной водой: «И автомата темная душа взирает с добротою старомодной, словно крестьянка, что рукой холодной даст путнику напиться из ковша». А ведь это и есть талант поэта, и чудо поэзии – в этом: увидеть то, чего другие в обыденности не замечают... Ну, светофор: красный – стой, иди – на зеленый.

Ей было 73 года. Раньше считали, что жизнь поэта вполне исчерпывается и укладывается в 37 лет. Пушкин, Маяковский... Лермонтов прожил и того меньше. В ХХ веке стали жить дольше, поэты – в том числе. Но почему-то, узнав о смерти Ахмадулиной, думаешь – мало, помимо чисто человеческой жалости и человеческих чувств – при всей своей отстраненности, нездешности, Ахмадулина в слушателях, в тех, кто любил ее стихи, вызывала и вполне человеческое участие. 73 года – перевернутые 37, наверняка Андрей Вознесенский, будь он жив, увидел бы этот перевертыш, он вообще верил в магию цифр.

Она была хрупкая, но – очень сильная. Ведь сила поэта – не физическая, это та самая сила слов, про которую Маяковский написал в предсмертных стихах: «Я знаю силу слов, я знаю слов набат...» Так и Ахмадулина. Только очень сильный человек мог написать: «По грани роковой, по острию каната – плясунья, так пляши, пока не сорвалась. Я знаю, что умру, но я очнусь, как надо. Так было всякий раз. Так будет в этот раз».

Как она просто и, я бы сказал, доходчиво, то есть просто и страшно описала смерть: стайкою наискосок уходят запахи и звуки!..

Смерть поэта ничего не меняет в написанных им стихах. Ни-че-го. Но это так, сейчас я понимаю, с Пушкиным, с другими, кого давно уже нет. А вот позвонили, сказали – умерла Ахмадулина. В машине «скорой». Евгений Попов подтверждает. И как будто осиротевшие ее строчки полетели с разных сторон, зароились в голове, как птицы перепуганные. Осиротевшие стихи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1708
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1905
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1361
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
987

Другие новости