0
3079
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.11.2010 00:00:00

Томик Толстого на кружевной салфетке

Олеся Ханцевич

Об авторе: Олеся Аркадьевна Ханцевич - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: общество, жизнь, литература


общество, жизнь, литература В кафе можно обсуждать не только мужчин и моду, но и серьезную литературу.

В московских кафе часто волей-неволей становишься свидетелем чужих разговоров, иногда увлекательных, иногда интимных, но чаще всего – банальных. На днях я повстречала компанию красивых девушек, которые в понедельник после работы за чашкой чая обсуждали, нет, не мужчин и не последнюю коллекцию Chanel, а... «Крейцерову сонату» Толстого. Ну помните, это где распутный герой разочаровывается в браке, религии и жизни в целом, на почве ревности накручивает себя до предела и, застав жену с пианистом, убивает ее? Не каждый день в современном мегаполисе можно попасть на заседание импровизированного литературного клуба.

Как выяснилось потом, в обычной жизни пять успешных девушек, выпускниц МГИМО, МГУ и Высшей школы экономики, в основном занимаются пиаром – «УАЗов», гостиниц, авиакомпаний и президента, что по большому счету одно и то же. Желая как-то разнообразить свою жизнь, состоящую из работы–семьи≈друзей–походов в театр, а в некоторых случаях и детей, они решили создать литературный клуб. Назвали его иронично – «Кружевная салфеточка», намекая на подобные бабские объединения и кружки. Вот уже полгода они приблизительно раз в месяц выкраивают время между командировками и деловыми встречами для того, чтобы обсудить то или иное произведение. У салфеточниц все серьезно: каждый раз назначается модератор – он выбирает книгу (главное – чтобы никто раньше ее не читал), место и ведет заседание. Во время которого запрещается говорить по телефону и отвлекаться на более приземленные, бытовые темы.

«Я, если честно, была шокирована толстовским развратом! Это слишком сильно отличается от того образа благочестивого старца Льва Толстого, который создают в школе, например», – смеется Маша, которой и пришла идея таких посиделок. Маша – небольшое исключение из компании: недавно она променяла успешную карьеру пиарщика на туманное будущее частного предпринимателя. Говорит, что устала жить по чужому графику и открыла свой интернет-магазин.

«А я даже записала немного мыслей из книги – не потому, что их там всего несколько, а потому успела столько записать, пока за мной не приехала Маша, – эмоционально подхватывает ее давняя подруга, тоже Маша, сотрудница администрации президента. – Все эти мысли мне показались удивительно актуальными и для нашего времени. Например: подмена любви сексуальным желанием – отсюда знаменитая цитата: «Влюбленность источилась, как только удовлетворилась чувственность». Подбор женщин и мужчин происходит по завышенным критериям, причем чем хуже, испорченнее мужчина, тем лучше и чище должна быть женщина, которую он себе ищет. Женщины, в свою очередь, все прекрасно понимают, но идут на это, потому что хотят выйти замуж. Потому что считается, что после определенного возраста даже в наше время быть незамужней плохо и постыдно. Из страха быть оклеветанными обществом и остаться одинокими на всю жизнь девушки выходят замуж за «сифилитиков», если выражаться языком «Крейцеровой сонаты». Как это и было в случае с Софьей Андреевной, которая в 15 лет вышла за 34-летнего Толстого, уставшего от разврата и угара молодости», – улыбается Мария, пытаясь как-то сбавить мужененавистнический тон своего выступления.


Книги органично вписываются в ресторанный дизайн.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Все это время между участницами любителей литературы снует официант, подает чаи и десерты, а соседи по столикам с нескрываемым интересом косятся в нашу сторону. «А меня поразила мысль Толстого о детях, она давно вертелась у меня в голове, но я все никак не могла ее сформулировать, зато встретила ее в книге. Что люди рожают детей не из-за какого-то желания продолжить род, не из-за христианских побуждений, а из-за собственного самолюбия. Они хотят, чтобы дети выросли похожими на них, дают им все то, чего сами когда-то были лишены, а в результате вырастают такие же изнеженные, слабые люди, которые хотят получать от жизни только удовольствия, в конечном итоге ничего не меняется, и мир катится к апокалипсису», – серьезно заявляет Лиза. На ней деловой костюм, строгие очки – Лиза пиарит автомобили.

«Ну да, если бы люди просто хотели бы детей, они бы могли усыновить бездомных сирот, которых тысячи, но они хотят именно своих, похожих на них, – соглашается Надежда. – А в целом «Крейцерова соната» оставляет ощущение недосказанности. Как будто Толстой не до конца высказал свою теорию, из-за этого некоторые мысли кажутся полным маразмом. Он излил свою ярость, но не предложил никакого выхода».

«Кружевную салфетку» организовала Маша. Ей надоело то, что каждый раз при встрече ее подруги обсуждают работу, личную жизнь и детей, и показалось, что в девушках есть потенциал проводить время более интеллектуально и полезно. Теперь все с нетерпением ждут нового заседания – они стали не только стимулом прочитать книгу как можно скорее, дисциплинирующим фактором, но и любимым развлечением. «Когда читаешь книгу просто так, то она плохо усваивается, остается только где-то в подсознании. А когда читаешь, чтобы потом обсудить, то и читаешь совсем по-другому: формулируешь по ходу свои мысли, делаешь пометки, выписываешь цитаты, узнаешь много об истории произведения, историческом контексте», – с удивлением обнаружила Лиза.

Салфеточницы выбирают и классику, и современные книги – например, они уже прошли через «Время женщин» Елены Чижовой, «Великого Гетсби» Фицджеральда, «Подстрочник» Лилианы Лунгиной. Причем последняя книга стала откровением для всех участниц, спровоцировав самую долгую и увлекательную дискуссию – девушки спорили и изливали свои восторги больше трех часов, до тех пор, пока их не стали выгонять из заведения!

Но, главное, кажется, они нашли универсальный формат нового развлечения, который может стать для многих альтернативой надоевшим ресторанам, походам в кино, дружеским попойкам и охватившей Москву моде на лекции. И у них уже есть последователи. Первой из них стала мама салфеточницы Лизы, собрав подруг в клуб под названием «Фрекенбук». А вы не хотите попробовать?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1565
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1302
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1704
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1655

Другие новости