0
12004
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.11.2010 00:00:00

Русским в Армении все Фиолетово

Юлия Гришина

Об авторе: Юлия Вадимовна Гришина - журналист "Независимой газеты".

Тэги: армения


армения Местная квашеная капуста раньше была знаменита по всему Союзу.

Когда мы приезжаем в другую страну, сразу же начинается сумасшедшая гонка – осмотр достопримечательностей. Площади, памятники, центральные улицы, аллеи, парки – все сливается в единый водоворот эмоций и впечатлений. Рассказ о путешествии ограничивается общими фразами. Но иногда удается найти в рядовой заграничной поездке что-то, что перекрывает все остальные эмоции. Что остается в памяти навсегда, и именно это рассказывают первым, отвечая на стандартный вопрос: «Ну, как съездили?»

Два часа по серпантину, вверх, в горы Армении. И вдруг оказываешься в русской деревне. На указателе – село Фиолетово. Здесь, вдали от ереванского шума и городских забот, живут сектанты-молокане. В начале XIX века представители этого религиозного движения были сосланы на Кавказ. Себя молокане называют «духовными христианами». Они считают, что, для того чтобы общаться с Богом, не нужны ни попы, ни кресты, ни церкви. Молятся в молельных домах, но крестом себя не осеняют. Даже обряд крестин у молокан называется «кстины».

Фиолетово – одно из самых крупных поселений молокан в Армении. Смешанные браки не приветствуются. Молоканам удалось создать в Армении свою маленькую Россию, не потерять себя, свою веру и свой язык. Жители разделились на тех, кто строго соблюдает старинные молоканские обычаи: мужчины носят длинные бороды, женщины ходят в платочках, категорически не употребляют спиртное, не курят, молятся по нескольку раз в день. А есть те, кто бороды бреет, покуривает. Но за это достается от старшего поколения и пресвитера, который возглавляет общину. Поэтому нарушители традиций прячутся от посторонних глаз. Телевизоры, радио и телефоны тоже запрещены. Но некоторые все же не могут отказать себе в удовольствии иметь связь с внешним миром. Наличие телевизоров в доме осуждается, поэтому их тоже прячут, даже друг от друга. Старосту села Алексея Новикова называют идолопоклонником – у него дома есть телевизор (наклоняется, чтобы включить) и даже спутниковая тарелка. Часто в дом старосты забегает соседская девочка Таня Морозова. Раньше в доме Тани был телевизор, но потом он сломался, и отец не разрешает покупать новый. А Таня очень скучает по сериалам, ведь у молоканских детей развлечений совсем мало.


Обстановка в деревенских домах самая простая.

Все семьи многодетные. Аборты строго запрещены. Детских садиков нет. Малыши воспитываются всем селом. На улицах, которых в селе всего две – Центральная и Погребальная, бегают группы детишек, удивленно рассматривают «пришельцев», с любопытством заглядывают в фотообъектив. Поразительно русские мордашки: ясные голубые глазки, светлые, золотистые волосы и россыпь веснушек на курносых носах. Те, кто постарше, помогают родителям справляться с хозяйством. Есть школа, даже с компьютерным классом. Армянский язык преподается, но по-армянски молокане говорят плохо. Интересная деталь: русскому языку фиолетовцев обучают армяне – ни одного русского учителя нет. После школы все сразу начинают работать, получить высшее образование, как правило, никто не стремится.

Все дома в деревне большие, добротные, в каждом дворе навалены огромные горы кочанов капусты. Оказывается, молоканская квашеная капуста раньше была знаменита по всему Союзу, а сейчас ее охотно покупают на армянских рынках. «Капуста – наша кормилица», – говорят молокане. В огромные дубовые бочки наваливается нашинкованная вручную капуста, туда же морковь и соль, и через две-три недели самая лучшая закуска, богатая витамином С, готова. К сожалению, не все удается продать. Большая часть урожая пропадает. Раньше держали овец, но сейчас некуда сбывать шерсть. Свиней у молокан нет – они считаются грязными животными. Из скотины остались только коровы, но молоко и мясо – для себя. Поэтому молокане вынуждены уезжать на заработки. Кто в Ереван, кто в Россию. Многие отказываются от пенсии – не хотят принимать деньги, не заработанные своим трудом. В городе работают слесарями, сварщиками, кровельщиками, а женщины – лучшие уборщицы. Молокан ценят за их трудолюбие, честность и опрятность. Кроме того, это, пожалуй, единственные работники, которые не пьют.

Староста села Алексей Ильич предупреждает, что с прессой общаться жители не любят. От камер отворачиваются, на вопросы не отвечают. Но все же нам удалось зайти в дом к местной жительнице Дусе. Обстановка самая простая: печка, стол, стулья, комоды да странные очень высокие кровати с несколькими подушками под тюлевыми накидками. Вместо икон висит только белое полотенце с ручной вышивкой. А на столе разложены раскрытыми три самые главные для молокан книги: Ветхий Завет, Новый Завет и «Дух и жизнь» – «Богодухновенные изречения Максима Гавриловича Рудометкина, Царя Духов и Вождя Сионского Народа Духовных Христиан Молокан Прыгунов». Других книг нет. Зато в доме у Алексея Ильича в шкафу в дальней комнате стоят книги Пушкина, Сэлинджера и детективы. «Так сыновьям покупал, – как бы оправдывается староста-«идолопоклонник». – Давно еще. Сам не читаю».

Непременный атрибут любого молоканского дома – это сундук. Есть старинный обряд. Свадьбы обычно устраивают в воскресенье. Заранее, в четверг, жених кладет в сундук подарок для невесты: туфли, косынку, передник, нижнее белье. И отвозит невесте. Ее родители складывают в сундук приданое и платье. В день свадьбы, в воскресенье рано утром, этот сундук выкупают. Сейчас это чисто символическая сумма. Иногда говорят, что сундук украли и жених должен его найти. Иногда девушки выкапывают яму, опускают туда свой сундук – так жених проверяется на прочность. Если жених не нашел, должен заплатить двойную цену, уже более ощутимую. У каждой семьи свой сундук, чужой брать нельзя. Их заказывают у специального мастера. Таких мастеров в селе несколько. Размеры сундуков стандартные, различаются они только узорами. Все самое сокровенное складывают в сундук. Потом он занимает почетное место в доме как символ семейного благополучия. Молоканские семьи очень крепкие. Разводы запрещены. Если кто-то хочет развестись, на него начинают воздействовать всем миром: староста, пресвитер, соседи и родственники. Увещеваниями и уговорами пытаются сохранить мир в семье. Может быть, нам в России тоже заводить свой сундук? Глядишь, и разводов бы меньше стало...


Детского садика в Фиолетове нет, малышей воспитывают всем селом.
Фото автора

«Чем же вы занимаетесь целыми днями? – спрашиваю у Дуси. – Зимой-то совсем тоскливо, наверное».

«Как чем? Капусту квасим. В гости друг к другу ходим, общаемся, чай пьем. – Дуся угощает меня квашеной капустой. – Новый год и Рождество мы не отмечаем, дни рождения тоже. Самый главный праздник для нас – Пасха. Еще кстины. После молитвы все собираются за столом, ставим большие самовары, песни поем. Раньше был у нас Дом культуры, артисты приезжали, а сейчас нет ничего».

Действительно, здание бывшего Дома культуры стоит с выбитыми стеклами, а перед входом – огромная гора капусты.

Несмотря на тяготы жизни, молокане на судьбу не жалуются. Нам, приезжим, их образ жизни кажется странным и непонятным. Непонятно, почему они не возвращаются в Россию. Почему не стремятся получить высшее образование и выстраивать карьеру. Мы забыли о том, что можно просто жить. Без рвачества, без стремления заработать все деньги мира. Просто жить, без надрыва, без того, чтобы жилы натягивались тугими канатами, а нервы превращались в звенящие струнки. Просто жить, без допинга в виде алкоголя, сигарет, без непрекращающейся информационной атаки телевидения и Интернета. Просто жить в гармонии с самим собой, в мире, где семейные узы священны и детей не оставляют в роддоме. Жить там, где нет вечных пробок, выхлопных газов, неоновых вывесок. Там, где люди дышат полной грудью, а вместо вечерних новостей смотрят на закат солнца.

Ереван–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1726
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1925
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1375
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
1000

Другие новости