Стеларк, «Протезированная голова», 2002, Сан-Франциско.
Изображение Баррет Фокс, предоставлено LABORATORIA Art&Science Space
«Больше не стоит рассматривать тело как вместилище духовного или социального, но скорее как структуру, которую можно контролировать и модифицировать. Не как субъект, а как объект – и не объект желаний, а объект для дизайна», – уверен австралийский художник, который предпочитает, чтобы его называли Стеларк (Stelarc). Впрочем, то, чем занимается Стеларк, трудно отнести к какому-либо виду художественного творчества. По крайней мере к художественному творчеству в более или менее традиционном смысле. Стеларк осваивает поляну под названием ScienceArt – «наука + искусство».
Мнение кураторов и экспертов, занимающихся современным искусством, почти единодушно: Стеларк – звезда первой величины в ScienceArt, «легендарный представитель художественного киберпанка», художник, который «сосредоточился на трактовках человеческого тела как расширяющейся технобиологической структуры».
По моему скромному мнению, к тому, чем занимается Стеларк, лучше всего подходит определение, данное психологом Владимиром Лефевром: «Человек – это устройство, превращающее опасения в явь». Вот уже более 30 лет Стеларк занимается тем, что самозабвенно модифицирует собственное тело, «испытывает пределы человеческого тела – его генетический репертуар и структурообразующие параметры».
Начал он эти испытания радикально – публичные хирургические операции, гастроскопия, подвешивание тела и т.д. Затем пошла серия роботизированных экзопротезов (внешних протезов) – «Третья рука» (1976–1981), «Экзоскелет» (1998) и, как апофеоз, «Протезированная голова» (2003). Видимо, он все сделал правильно, потому как самого Стеларка сделали почетным профессором искусства и робототехники Университета Карнеги-Меллон (Питтсбург, США) и Университета Монэш (Монэш, Австралия).
Теперь вот очередь дошла до мелких анатомических подробностей: с 2006 года австралиец выращивает на внутренней стороне своего левого предплечья┘ левое ухо. Левое – и в прямом, и в переносном смысле. Еще одно, в дополнение к тем двум, что ему достались по наследству. Замысел изначально был масштабный и многоэтапный.
Сначала нужно было найти пластических хирургов, которые согласились бы установить изготовленный из биоразлагаемых материалов муляж уха Стеларка. С трудом, но нашли. (Кадры операции, где ему в подкожный карман на внутренней стороне предплечья помещают хрящевой муляж ушной раковины, действительно сверхнатуралистичны.)
Не обошлось без осложнений – у Стеларка был некроз, заражение крови. Но через полгода после операции началось прорастание кожи и образование кровеносных сосудов, то есть сращивание уха с рукой. Можно было приступать ко второму этапу – изготовлению мочки у этого третьего уха. Она, эта мочка, была «вылеплена» из собственных стволовых клеток художника. На этом этапе потребовалось около пяти корректирующих операций.
На днях начался третий этап этой ушной эпопеи. Причем начался в Москве, на выставке «Интернет-ухо» в LABORATORIA Art&Science Space. Эта стильная выставочная площадка симбиотически существует, кстати сказать, как подразделение вполне солидной научной организации – Научно-исследовательского физико-химического института имени Л.Я.Карпова. Идея «Интернет-уха» проста. Так как сам по себе третий орган слуха Стеларка слышать все же не умеет, то Стеларк имплантировал в него микрофон, соединенный через Bluetooth с сетевым компьютером. Третье ухо превратилось, таким образом, в некое подобие интернет-локатора.
«Ухо с помощью имплантированного в него микрофона позволит другим людям слышать то, что слышит оно само, – рассказывает куратор выставки Дмитрий Булатов. – По замыслу, ухо на руке будет служить частью электронного комплекта головной гарнитуры Bluetooth – это увеличит дистанцию общения, при этом речь собеседника будет звучать у художника во рту».
«Интернет-ухо», схема проекта. Источник: LABORATORIA Art&Science Space |
Но Стеларк задумал все-таки нечто большее. Он хочет, в буквальном смысле слова, стать человеком мира. Для этого на выставочных площадках ведущих исследовательских организаций в области искусства и науки – Технологический институт CIT (Копенгаген, Дания), Центр искусства и медиатехнологий ZKM (Карлсруэ, Германия), Центр медиаискусств 911 (Сиэтл, США) и уже упомянутая московская LABORATORIA Art&Science Space – были установлены анатомические слепки руки художника со встроенными микрофонами и прочей электронной начинкой. Эти скульптурные копии третьего уха взаимодействуют со своим органическим оригиналом через Интернет (см. схему).
Российским посетителям выставки представилась возможность первыми, как самым восточным обладателям точки выхода к третьему уху Стеларка, опробовать этот коммуникационный канал. В этот момент сам Стеларк находился в Копенгагене на открытии фестиваля BIOTOPYA. С московскими посетителями выставки он общался по интернет-каналу.
«Человеческое тело становится гаджетом, подключенным к Интернету, и дает телу возможность действовать самому, независимо от нашего сознания, – объяснял смысл своего проекта Стеларк. – Я могу одновременно находиться в разных местах, ощущать то, что вы ощущаете в Москве, дотрагиваясь рукой до какой-нибудь поверхности. Тело перестает быть единым и становится фрактальным».
К чему это приведет? Ну, например, наверняка возникнут новые психические расстройства. Недаром и Дмитрий Булатов осторожно намекает, указывая на московский клон «ушастой» руки: «Все, что услышит это ухо, выводится в Сеть. Стеларк обрекает себя на некое подобие коммуникационного распятия, на несколько недель цифровых мук». Так что Стеларк – это скорее экстремал от социологии, чем художник/скульптор. Впрочем, дело не в определениях.
Стеларк, «Экстра ухо на руке», 2006, Лондон – Лос-Анджелес – Мельбурн. Фото Нины Селларс, предоставлено LABORATORIA Art&Science Space |
«Мы будем ощущать вкус, текстуру и т.д. нескольких человек одновременно, – пророчествует Стеларк. – Ощущение другого будет становиться аурой вашего тела. Вы будете ощущать себя частью некоей операционной системы». Что ж, очень может быть, что звезда художественного киберпанка прав. Я только спросил Стеларка – а каково, в смысле комфорта, жить с третьим ухом на руке: в бане, на пляже, дети – не шарахаются? «Это достаточно сильное впечатление производит несомненно, – признался Стеларк. – Кто-то, конечно, испытывает потрясение. Но многие люди испытывают возбуждение и радость при виде моего третьего уха. Это – как скульптура».
Как будто в доказательство этих слов, задорная рыжеволосая девушка тут же призналась в любви к Стеларку, вспомнила, что имела счастье приложиться к живому (оригинальному) третьему уху, когда Стеларк был в Москве (физически, в офлайне), и поцеловала представленный на выставке в LABORATORIA Art&Science Space протез (слепок). Не знаю, что уж почувствовал «человек – три уха» на другом конце интернет-моста, но гоготнул он при этом залихватски и высказал сожаление, что рыжеволосая незнакомка находится в Москве, а не в Копенгагене.