0
1762
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.10.2010 00:00:00

Стильные хиджабы в библейских местах

Тэги: иерусалим, туризм


иерусалим, туризм На улицах Иерусалима.
Фото автора

Старый город Иерусалима┘ Тот самый, где Христос шел на Голгофу и был распят. Я иду по Виа Долороза – Пути скорби, чтобы приложиться в Храме Гроба Господня к камню, на котором отпечатался Его след. Народу очень много. Люди встают на колени и прикладываются к этой прямоугольной коричневой с вкраплениями плите руками, кто-то головой.

Правда, с этим благоговением тут, в арабской части города, соседствует, казалось бы, абсолютный бедлам: пока идешь по Виа Долороза и прилегающим улицам, складывается впечатление, что ты оказался на Черкизовском рынке в Москве. Огромные металлические двери с замками, которые тянутся по обеим сторонам узкого прохода: кругом торговые места. Торгуют всем – начиная от китайского ширпотреба (бросаются в глаза стильные хиджабы разного цвета) и заканчивая местными сладостями, тушами баранов и всевозможными разновидностями мыла. Тут же на полу лежат христианские иконы и композиции на библейские сюжеты из дерева.

Я купил понравившуюся мне сцену Тайной Вечери. Араб, прекрасно говорящий по-английски, заверил меня, что она выполнена из оливкового дерева. Надпись на ней хорошая: «God Bless Our Home!» («Да благословит Господь наш дом!»). Вообще-то тут требуют шекели, но легко соглашаются, чтобы клиент расплатился евро или долларами. Я отдал 41 доллар, торговаться не стал. Хотя здесь принято. Арабисты говорят, что такая бурная торговля вдоль последнего пути Спасителя на земле – это хорошо. Мол, для арабов торговля – дело почетное. Что ж, им, наверное, виднее.

Народу столько, что в этой арабской части, куда я попал через Дамасские ворота, не продохнешь. Приходится постоянно быть начеку. Иначе из сумки может что-нибудь пропасть, предупреждает меня живущая в Иерусалиме знакомая Алиса, которая учится здесь в аспирантуре. Мальчишек тут много, и они шустрые. За мной увязалась группа – прижимают, теснят на узкой улочке, не отстают. Я намеренно остановился, как будто чтобы осмотреться. Им пришлось пройти вперед и отстать.


Молитва у Стены Плача.

Детишек полно и еврейских. Правда, когда попадаешь уже в еврейский район, где заметно чище, хотя все равно местами пахнет нечистотами. Тут уже редко увидишь мусульманок в хиджабах. Они, кстати, мне показались очень симпатичными, может быть, потому, что красиво накрашены. Опять-таки – контраст: строгая религиозность черного хиджаба как-то слишком уж диссонирует с кокетливым макияжем. Более того, некоторые молодые мусульманки носят не длинные до пола платья, а джинсы.

Весь этот людской поток кружится, бурлит. Я вспомнил, как бродил по молодежному району в Токио – похожее ощущение маленькой щепки в водовороте людей! Только здесь, в Иерусалиме, местами все как-то неупорядоченно, по старинке. В Восточном Иерусалиме не всегда встретишь светофоры даже там, где, казалось бы, они должны были быть наверняка. Машины, как правило, не останавливаются, чтобы пропустить пешеходов, а движение довольно интенсивное. Говорят, власти надеются разгрузить его с помощью трамвая. Его считают чуть ли не транспортом XXI века – пути прокладывают уже лет десять.

На улицах в самой сутолоке Старого города полиции в форме практически не видно. Но у полицейских участков дежурят грозного вида молодые ребята, вооруженные автоматами. У них, кстати, можно спрашивать дорогу – по-английски тут не всегда найдешь общий язык с прохожим, а с указателями улиц беда – они на иврите, порой без английского перевода, или их вообще не найдешь. Я спросил в полицейском участке у Дамасских ворот ради любопытства, как пройти на улицу Наблуса. Это в каких-то 15 минутах ходьбы – так и не смогли показать, отправили к таксисту. Это, говорят, не Наблус, а Иерусалим...


Утром перед началом торговли на Виа Долороза убирают мусор.

Белорусский коллега рассказывал мне, как он пытался сориентироваться в Старом городе: «Увидел я двух ультраортодоксальных евреев – идут, разговаривают по-русски. Я к ним. Спрашиваю: «Как пройти в Храм Гроба Господня?» Один раздраженно отвечает: «Спросите у христиан! Они взяли нашего еврея, молятся ему и еще спрашивают нас, как к нему пройти». Храм оказался совсем рядом. Считается, что здесь, в Иерусалиме, с политкорректностью дела обстоят плохо у представителей всех конфессий: так уж сложилось, что к святыням поближе стараются быть именно носители радикальных взглядов.

Тем сложнее им делить Иерусалим. А ведь это – один из вопросов, без решения которого вряд ли можно представить себе окончательное урегулирование палестино-израильского конфликта. Это – самое сердце проблемы. С Масличной горы открывается прекрасный вид на Старый город – священную для иудеев и мусульман Храмовую гору с мечетью Аль-Акса и Стеной Плача (руинами Храма Ирода); на купола Храма Гроба Господня чуть поодаль; на расположенный прямо перед тобой Гефсиманский сад... Как же можно все это разделить? Быть может, стоит прислушаться к иорданскому предложению, что суверенитет над этим «центром Земли» должен принадлежать Богу?

Иерусалим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Иван Родин

Для детских учреждений летнего отдыха предлагают единую систему воспитания

0
133
Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Ольга Соловьева

У российских предприятий сохраняются досанкционные приоритеты

0
270
Поощрения для заключенных законом уже предусмотрены

Поощрения для заключенных законом уже предусмотрены

Екатерина Трифонова

Однако в практической работе по перевоспитанию доминирует система взысканий

0
239
Россия готова к жертвам на нефтяном рынке

Россия готова к жертвам на нефтяном рынке

Анастасия Башкатова

ОПЕК+ решит, стоит ли увеличивать добычу в декабре

0
364

Другие новости