0
6175
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.10.2010 00:00:00

Эрибуни, Эривань, Ереван

Игорь Михайлов

Об авторе: Игорь Михайлович Михайлов - прозаик.

Тэги: армения


армения Память о Великой Киликии повсюду. Даже в названии ресторана.

Согласно мифу, когда из воды выглянула вершина Малого Арарата, Ной воскликнул: «Ереванц!» («Она появилась!») Весь Ереван – сухая серая квадратная глыба, туф, из которого его выпекли, точно хлеб. Или откололи от сахарной головы Арарата! Арарат – белоснежные священные сосцы, от благословенного истока которого армяне и ведут свое начало! До 1936 года Эривань, после – Ереван, до Эриваня – Эрибуни. Ере-ван – словно долгое эхо в горах. Божество? Женщина? Молитва? Наверное, все сразу! Урарту, персы, турки-сельджуки. Тьмы, и тьмы, и тьмы – это все отсюда. Из-за Арарата. И крестили кто крестом, кто мечом, полумесяцем и серпом. Ере-ван – лопающийся от натуги сочной мякоти персик. Но армяне тверже камня. Гранатовый сок их крови, вино «Арени» и «Вернашен» – лоза Господня, а тело – хлебная корка. И крест, как клинок, выкован в борьбе с манихеями и мусульманами.

Все тут по соседству: турки и персы, тартар и Арарат. От языческой пропасти, ереси манихейской – до царской митры, подбитой соболями, один шаг. Один вдох и выдох. Ах! Арарат! Но он не для праздных взоров, а для избранных. Николай I, будучи в Эривани, три дня ждал, когда Арарат «откроется». Но он не «открылся». Уезжая, царь сказал: «Видимо, Арарат на меня обиделся┘» Арарат надо заслужить, сподобиться. Иной раз кажется, сам Саваоф, раздвинув завесу облаков перстами, исподлобья смотрит на лукавое племя. И взгляд его тяжел. И Арарат заволакивают тучи┘ Котлованы, камни, горы. Нет здесь ничего, что не камень, ибо все из камня вышло и в камень, в прах обратится.

А вязь армянского алфавита вся будто в барашках, женских папильотках гласных, которые умягчают суровую непреклонность согласных. Поэтому армяне – огонь и вода. Вроде готов закипеть, но вот уже и улыбка из-под густой бороды, где минуту назад были громы и молнии. Армяне и чувствуют все острее, и любят безотчетнее. Иначе бы не выжили. Любовь по-армянски – Бог! Их вырезали и турки, и персы, а они возрождались. Потому что отвыкли бояться. Да и Арарат от Еревана в 20 километрах. Взобрался и пой себе псалмы Комитаса. Арарат спасет от потопа. А проголодаешься – зайди в ближайшее село. И если жив хоть один армянин на Земле, то дай тебе Бог вернуться живым после застолья.


Автор бессмертной комедии, премьера которой состоялась на коньячном заводе.
Фото автора

«Арарат» – всему в Армении голова. На коньячном заводе состоялась первое и единственное при жизни автора представление комедии «Горя от ума». Правда, тогда она называлась «Горе уму». Застолье по-армянски – это целое бескрайнее море коньяка, словно Средиземное море, до которого простиралась армянская Киликия. Это пиршество и обжорство. По прошествии трех часов кажется, что застолье никогда не кончится. Уйти – нанести несмываемое никакой кровью оскорбление хозяевам. Остаться – утонуть во всемирном потопе коньяка и вин. Видимо, Гаргантюа был армянином. И Робин Бобин Барабек – тоже.

Эчмиадзин

Золотая осень по-армянски – это плюс 30. Надо спрятаться. В прохладу, в тень, где ветерок, словно тихий шелест дудука в пустыне, издеваясь над путником, измученным зноем, выдувает на его губах музыку печали и неизбежности конца. Или под покров тихого плача сопрано в Музее геноцида, где душа-богомолка обретет прибежище. Ее глаза отрешенно глядят в сторону Эчмиадзина. А ноги ведут дорогами древних пилигримов, где эхо под куполом окликает имена святых жен Рипсимэ и Гаянэ.

Перед входом в кафедральный собор в маленькой ротонде – райские кущи с херувимами и ангелами. Напоминающие спеленутых малюток, смотрят они на грешную землю с детским любопытством, как, наверное, первые христиане. Ведь и само христианство тогда едва простилось с колыбелью. Ну что там триста с хвостиком лет? Всем этим шершавым, напоминающим пемзу, которой в детстве мама соскребала грязь вместе с кожей, стенам около полутора тысячелетий. Светящиеся детской радостью глаза армянской миниатюры, апостолы, похожие на выжженных солнцем седобородых пастухов, одноглазый, словно камбала, Иуда – будто несмышленыши. Не понимают: почему красавицы римлянки, Рипсимэ и Гаянэ, бросив родной кров, бегут в этот дикий край, преследуемые Диоклетианом? Почему им нужно попасть в Армению и принять мученическую смерть от рук местного царька Трдата III?

Арцах

┘Голубоватая дымка гор, белая вата облаков, словно борода Ноя. Куда ведут пути неисповедимые дорожного серпантина или спотыкающиеся о вершины колеса небесной арбы? В Арцах! С земли небольшая стрекоза, парящая над знойным ковшом долины, а оттуда сверху – огромная скрипящая на поворотах телега, за которой шлейф черного дыма. Из миски иллюминатора кажется, что Арцах тебе подносят, словно роскошное блюдо: хребты гор, напоминающие баранью лопатку, приправленную горчицей, ползущей из тюбика бесконечной горной тропой, и мелко нашинкованный лесной салат. За окошком – разлинованные в косую клетку поля, дымы. Вот он – Карабах, детский клад из стеклышек и фантиков.

Армяне говорят: Арцах! Война, кровь, смерть, блокада, пайка хлеба в 200 граммов┘ Все возвращается на круги своя: Диоклетиан, Трдат III и небесные покровители, принявшие мученическую смерть. А музей пропавших без вести расцвел райским садом: пока в уголке черно-белой фотки цветет незабудка, родственники надеются, что она не станет асфоделью, что их сын, папа, брат – жив┘ На въезде в Шушу – храм Святого Христа Спасителя. В войну в нем был склад снарядов. А нынче храм парит поверх долины и гор, зарослей ежевики, и, кажется, выше солнца. В куполе его маленького предела отец Тер-Григорий, вернувшийся на родину из, по его словам, ада – Америки, показывает на отверстие в потолке: «Тихо произнесите заветное желание или молитву, и она вознесется к Богу!» И голос его улетучивается в перевернутую небесную воронку. Молчание нарушает чей-то шепот. Возможно – мой:

– Господи, благослови многострадальный Арцах и всех армян┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Анастасия Башкатова

Проваленная ранее Концепция долгосрочного развития вновь приобрела актуальность

0
1359
Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Первого зампреда ЦК Афонина не было на юбилейном приеме в посольстве КНР

0
1280
В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

Ольга Соловьева

Население не видит смысла в самостоятельных долгосрочных накоплениях

0
1501
Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Михаил Сергеев

Обсуждения базового финансового документа пройдут с прямой трансляцией в интернете

0
1296

Другие новости