0
5319
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.09.2010 00:00:00

Битвы "Старой фирмы"

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Минин - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: футбол, шотландия, ирландия, конфликт


футбол, шотландия, ирландия, конфликт Дерби «Селтик» – «Глазго Рейнджерс»: стиль жесткий что в игре, что в жизни.
Фото Reuters

Рассматривая фото маршей протеста католиков в североирландском Ольстере, легко разглядеть в толпе агрессивно настроенной молодежи парней в футболках с горизонтальными зелено-белыми полосами. Это цвета футбольного клуба «Селтик» из шотландского Глазго. Клуба, который с момента своего основания в конце XIX века ассоциировался с ирландцами и католиками.

В самой Шотландии, приходя на стадион, болельщики «Селтика» вывешивают не шотландский Андреевский крест и уж тем более не британский «Юнион джек», а ирландский триколор. Полицейские кордоны отделяют сектора болельщиков «Селтика» от секторов их заклятых врагов – болельщиков «Глазго Рейнджерс», сыплющих оскорбления в адрес «папистов» и «немытых ирландских собак».

То, что происходит на трибунах во время матчей «Старой фирмы» (так в Шотландии называют противостояние «Селтика» и «Рейнджерс»), для Северной Ирландии – реалии повседневной жизни. Католики и сепаратисты ведут здесь непрекращающуюся борьбу против протестантов и лоялистов (сторонников британского единства).

Именно поэтому многие североирландцы болеют за «Селтик». Матч «Селтик» – «Глазго Рейнджерс» – символ этноконфессионального конфликта, беспокойного вулкана, на котором живет Великобритания.

Шотландия XVIII–XIX веков была территорией победившей Реформации. Глазго, где впоследствии развернется противостояние «Старой фирмы», ненавидел католиков. В 1790 году, по данным переписи, в городе проживали всего 39 католиков, но при этом были зарегистрированы 43 антикатолических общества. Антикатолицизм был частью идентичности коренных жителей Центральной Шотландии.

В дальнейшем доля ирландцев-католиков среди горожан Глазго резко возросла. Сначала это были сезонные рабочие, затем переселенцы, бежавшие от Великого картофельного голода 1840-х годов из Ирландии.

Болельщики «Глазго Рейнджерс» до недавнего времени припоминали фанатам «Селтика» тот самый голод, распевая на трибунах: «Я часто думаю, где б они все были, если б мы их не приютили, не вымыли их, тысячи ирландцев в Глазго┘ Теперь их паписты сидят в Риме, у них есть Боно и U2, а голод закончился, так почему бы им не убраться домой?» Распевали эти куплеты до недавнего времени – ведь шотландский суд запретил «Песню о голоде», сочтя ее расистской.

Еще в 1980-е годы болельщики «Селтика» отвечали своим недругам песнями в поддержку Ирландской республиканской армии┘

Шотландцы пытались ассимилировать ирландцев, но те говорили на своем языке, держались католицизма, стремились сохранить собственную идентичность в новых условиях. Более того, их совершенно не устраивала роль маргиналов в шотландском обществе. Основав клуб «Селтик», который вскоре начал добиваться успехов, ирландцы заявили о себе, своих амбициях, единстве и приверженности корням. Примечательно, что создателем «Селтика» считается католический монах Эндрю Керинс. Он пытался удержать ирландскую католическую молодежь от «протестантского влияния».

В то же время историки шотландского футбола отмечают, что в клубе с самого начала и играли, и работали протестанты. Ирландцы считали, что само существование «Селтика» – весомая заявка на сохранение идентичности, не требующая дополнительных мер вроде чистки собственных рядов. Уже в 1960-е годы тренером (и легендой) «Селтика» станет Джок Стин, шотландец-протестант. Под его руководством команда выиграла Кубок европейских чемпионов.

Совсем по-другому этот вопрос решался в клубе «Глазго Рейнджерс». Нарочитая демонстрация протестантской идентичности «Рейнджеров» стала реакцией на первые успехи «Селтика» в конце XIX века. Менеджмент клуба придерживался антикатолических и антиирландских взглядов. В середине 70-х годов XX века тренер клуба «Рейнджерс» Джок Уоллес призывал игроков эмоционально заряжаться перед матчами, хором выкрикивая «No surrender!» – клич североирландских протестантов-унионистов. И вплоть до 1980-х годов клуб не заключил ни одного контракта ни с одним игроком, который бы открыто исповедовал католицизм. «Рейнджерс» разрывали договоры с некоторыми футболистами, когда становилось известно, что они католики. Из-за политики «неподписания католиков» клуб в прошлом отказывались тренировать такие фигуры, как сэр Алекс Фергюсон, нынешний тренер «Манчестер Юнайтед».

Когда в 1989 году «Рейнджерс» купили бывшего нападающего «Селтика» Мориса (или попросту Мо) Джонстона, преданные болельщики команды жгли у стадиона «Айброкс» клубные шарфы и сезонные абонементы. Впоследствии, когда «Рейнджерс» выигрывали матч со счетом 1:0 и победный гол забивал Мо, фанаты считали, что игра завершилась нулевой ничьей. Джонстон – католик, и этим было все сказано. В свою очередь, болельщики «Селтика» считали Мо предателем. Газеты называли его «Салманом Рушди шотландского футбола», а фанаты «Селтика» – куда проще и без церемоний: «Маленькое дерьмо».


Футбольные страсти перерастают в политические, и наоборот. Сепаратисты в Северной Ирландии часто красуются в футболках «Селтика».
Фото Reuters

Руководство клубов не раз призывали (и продолжают призывать) положить конец спекуляциям на межконфессиональной вражде, и менеджмент «Селтика» и «Рейнджерс», что называется, работает в этом направлении. Например, в 2006 году на тренерском мостике в «Рейнджерах» дебютировал католик – француз Поль Ле Гуэн. Времена меняются. Тем не менее совершенно ясно, что без сомнительного привкуса католическо-протестантской драмы противостояние «Селтика» и «Рейнджерс» станет «еще одним принципиальным футбольным матчем». Чем-то вроде поединка пражских «Спарты» и «Славии».

На столкновении католиков и протестантов на футбольном поле в Шотландии с самого начала делались деньги. Когда в начале XX века клубы постоянно играли друг с другом вничью в Кубке Глазго, после чего неизбежно назначалась переигровка, руководство «Селтика» и «Рейнджерс» даже подозревали в сговоре с целью выжать из «Старой фирмы» больший доход.

Так и сейчас. «Селтик» – уже не «Селтик» без поединка с извечным соперником. И наоборот┘

По данным шотландских социологов, около 75% болельщиков «Селтика» считают себя католиками. 64% поклонников «Глазго Рейнджерс» утверждают, что они протестанты. В то же время шотландская молодежь считает, что «Старая фирма» – это уже не поединок католиков с протестантами. «Селтик» и «Рейнджерс» стали религией сами по себе.

Если на рубеже XIX и XX веков ты был потомком ирландских переселенцев, проживал в Глазго и посещал католический храм, у тебя не оставалось выхода – ты становился болельщиком «Селтика». Если ты был рабочим судоверфи Глазго, гордился своей «шотландскостью» и с презрением относился к «понаехавшим» – ты болел за «Рейнджерс». Теперь же, похоже, все перевернулось с ног на голову. «Селтик» – вещь в себе, но, болея за него, ты вроде бы симпатизируешь католикам и немного ирландцам. «Рейнджерс» – такая же вещь в себе. Но если ты носишь шарф «Рейнджерс», сам Бог велел тебе быть протестантом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1035
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1414
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1066
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
893

Другие новости