Комплекс петроглифов «Томская писаница».
В Кемерове утро. Дымят заводы, стоят серые бараки, блуждают такие же серые люди. Я едва успеваю на автобус, следующий в сторону Яшкина. От Кемерова еще около часа до остановки на пустой лесной трассе. Между соснами – деревянные ворота с надписью «Томская писаница».
«Томская писаница» – один из уникальных сибирских комплексов первобытных петроглифов. Петроглифы (от греч. petros – камень и glyphe – резьба) – это высеченные изображения на каменной основе. В России их немало – в Карелии, на Алтае, Енисее, Лене, Байкале, Чукотке, Кавказе, в Хакасии. Но Томская писаница – пожалуй, самый доступный комплекс и чуть ли не единственный музеефицированный. Открытие этих скал учеными относится еще к петровскому времени. «На берегу Томи стоит камень не высок, не велик, а на нем болваны всякие писаны┘» – сообщают документы той поры.
От ворот музея дорожка проходит через сосновый лес прямо на берег реки Томи к покрытым разноцветными лишайниками скалам. Над большой водой парят коршуны, на другом берегу темнеет бесконечный сибирский лес. Узкая тропка, огороженная парапетом с табличкой «Возможно падение камней», взбирается все выше, пока наконец не выходит на небольшую площадку. Отсюда начинается царство первобытного искусства.
Всего на писанице около трех сотен рисунков, но увидеть можно лишь часть из них. Хотя и эта часть оставляет неизгладимое впечатление. Реалистические и условные, динамичные и статичные, зооморфные и антропоморфные, эти изображения не были созданы какими-то талантливыми художниками, они даже не были созданы одним народом. У этих скал сменялись многие поколения людей.
Первые из них – люди древнекаменного века, охотники на чудовищных мамонтов и сибирских носорогов – пришли в эту суровую местность 25 тыс. лет назад, а может, и раньше. Но ни мамонтов, ни носорогов на Томской писанице нет – те люди были еще не готовы к созданию художественных образов. Самые ранние рисунки на скалах относятся к концу неолита – III–IV тыс. до н.э. Наложенные друг на друга изображения путаются, превращаясь одни в другие. Нужны время и внимание, чтобы из сплетений линий и трещин вырисовывалась, например, голова лося (главного счастья первобытного сибирского охотника) или абрис совы. Чтобы угадать силуэт медведя, лодки или странных полулюдей-полуживотных, в которых ученые видят изображения духов. На скалах – целая энциклопедия первобытной жизни: все способы охоты – с петлей, копьем, стрелами, ловушками, магия и колдовство, размножение и поклонение божествам. Петроглифы – это всегда большой ребус, ученые десятилетиями бьются над его трактовкой. В загадочных кружочках, точечках и линиях кому-то, например, видятся инопланетные летательные аппараты, кому-то – яйцеклетки, сперматозоиды и все тонкости клеточного процесса происхождения человека, подробно изученного лишь в прошлом веке.
Лоси – главное счастье первобытного сибирского охотника. Фото автора |
И это всего лишь небольшая сохранившаяся часть – за долгие века своего существования петроглифы во многом были утрачены. Но не от времени или влаги больше всего страдает наскальное искусство, а от вандализма – люди пишут и процарапывают надписи поверх изображений тысячелетней давности, отковыривают кусочки верхнего слоя «на память» или просто относятся равнодушно. Непреодолимое желание хоть как-то войти в историю заставляет поколения людей из века в век писать все те же слова «Здесь был Вася». «Послание потомков предкам» – философски заметил молодой человек, посещавший Томскую писаницу одновременно со мной. «Ага, это их дальний родственник, видимо, такой же неандерталец», – пошутил его приятель.
Точно так же обстоят дела и с петроглифами, находящимися в тысяче километров от Томи, – на Алтае. Комплекс в урочище Калбак-Таш, в котором я тоже побывала, был ритуальным святилищем для людей разных эпох, проживавших в этой местности. Здесь уже не лоси, а прекрасные олени с ветвистыми рогами и горные козлы (козероги, как называют их исследователи), многочисленные женские и мужские фигурки, колесницы с вьючными животными, солярные знаки. Долгое время комплекс стоял никем не охраняемый. Только недавно петроглифы частично огородили, поставили сторожку, молодые алтайцы начали проводить экскурсии, пальцами стирая пыль с древних камней, заросших чабрецом.
Если алтайские и томские первобытные картинки доступны практически любому желающему, то есть группы петроглифов, до которых добраться не так просто. Одним из таких комплексов занимался мой друг, московский реставратор по камню, специалист по сохранению наскального искусства. Всего 40 лет назад на Чукотке на скалах Кайкуульского обрыва, протянувшихся вдоль правого берега реки Пегтымель в 30 км от ее впадения в Северный Ледовитый океан, было обнаружено единственное в азиатской части России местонахождение рисунков на скалах, расположенное за полярным кругом. Москву от комплекса отделяют 12 тыс. км и 1,5 тыс. лет.
Удивительно, что даже за полярным кругом люди не просто жили-выживали, но создавали подлинные шедевры. Все места расположения петроглифов обычно считаются особенными – недаром люди там создавали свои святилища (а именно с ними ученые чаще всего связывают наскальные изображения) и приходили туда тысячелетиями. Многие такие места обросли своими легендами и даже мистической славой. Так в Калбак-Таше есть особенное место (также покрытое петроглифами), которое якобы излечивает от женских болезней. Местные жители любят рассказывать про немереное увеличение рождаемости после посещения этого святилища – не нужен никакой мужчина, достаточно посидеть на камушке. А вот петроглифы Карелии, наоборот, вызывают у людей священный ужас. Речь идет прежде всего о знаменитом комплексе на скале мыса Бесов Нос на Онежском озере. Говорят, в километровом радиусе от него часто отказывается работать спутниковая навигация, часы здесь ведут себя непредсказуемо, а уж количество загадочных смертей, связанных с этим местом, и вовсе не перечислить. Ученые предполагают, что дело может быть в насыщенных магнитной рудой гранитах. Местные жители уверены, что все беды от фигурки беса, выбитого на одном из камней комплекса.
Но что бы на самом деле ни значили древние изображения, они остаются ценнейшими свидетельствами жизни нашей земли тысячелетия назад. И неповторимыми памятниками искусства и культуры, требующими внимания и заботы.