0
2214
Газета Стиль жизни Интернет-версия

05.07.2010 00:00:00

O чем поет жар-птица

Ольга Батлер

Об авторе: Ольга Батлер - журналист.

Тэги: певица, фото, русланова


певица, фото, русланова Народная певица пела так, что от ее песен хотелось и плакать, и смеяться одновременно.
Фото ru.wikipedia.org

В дни моего детства за праздничным столом было принято петь народные песни. После «Священного Байкала» обычно затягивали «Бродягу». Голоса были сильные, особенно у дедушкиной сестры. Она казалась мне своенравной, не очень привлекательной женщиной – этаким Чингисханом в юбке.

Но стоило ей взять первые ноты, как все замирали перед развернувшейся красотой и каждый хотел петь так же проникновенно, достигая непостижимых высот и глубин. Песню подхватывали и гости, и хозяева: все с торжественными лицами сидели за неубранным столом, вкладывая душу в пение. Наверное, большие души тогда у людей были. И весь двор тихо волновался, слушая «Бродягу», доносившегося из распахнутого окна.

Мужские голоса добавляли песне значительности. У какого русского нет тюрем в семейной памяти? Прошедший две мировые войны дедушка побывал в германском плену, потом – в наказание за этот плен – в ссылке. Но боль отдельной семьи уже не казалась страшной по сравнению с болью и величием этой песни.

Коренные горожане так петь не умеют. Так могли петь только люди, успевшие пожить в полном единстве с миром, где родилась песня. Они, вчерашние крестьяне, еще чувствовали за собой родные поля, речки и просторы с золочеными куполами – словно сама природа написала эти музыку и слова. Удаль и сдержанность, грусть и озорство в них были соединены так же щедро, как в русском году ледяная зима соединена со знойным летом.

В деревнях всегда пели сердцем – ведь общее пение возвышает над взаимными обедами, напоминает о родстве. Люди верили в надземную жизнь своих песен. Огромная лежала страна – с домами и дымками, и над ней парила жар-птица. Талантов было много, но иногда жар-птица касалась кого-то избранного своим крылом и дарила народу гения.

Боже, как пела Лидия Русланова! В лице этой мордовской женщины пела сама Россия. Ее партнер по сцене вспоминал, что специалисты затруднялись идентифицировать голос певицы: сопрано, колоратурное, меццо-сопрано? Народную песню в академические рамки не втиснешь – у Руслановой был русский голос со всеми его оттенками, широтой звука, задушевностью.

Она и называла себя Русской Песней – ни больше ни меньше – и судьбой расплачивалась за это звание. Шестилетняя, вместе со своей слепой бабкой христарадничала по Саратову и деревням, добывая пропитание младшим брату и сестре. Пела, кричала зайцем, квакала, кукарекала, пока бабка причитала: «Мамка их померла, батя за веру, царя и отечество кровь проливает. Подайте копеечку сиротам».

Потом участвовала в церковном хоре. Ее отец, без ноги вернувшийся с Русско-японской войны и заведший новую семью, побирался тут же, у паперти, но они с дочкой «не узнавали» друг друга, чтоб сирота доход не потеряла.

В 17 лет Лидия уже была опытной певицей и продолжала совершенствоваться. Она понимала: подарок надо отрабатывать, одного касания сияющего крыла недостаточно. «Изведешься, – говорила, – пока постигнешь душу песни, пока разгадаешь ее загадку». Каждое выступление Руслановой превращалось в спектакль, где исполнительница – в ярких сарафанах, паневах, плисовых душегреях, платках и шалях – сама казалась похожей на жар-птицу.

Она дала 1120 концертов на фронтах Великой Отечественной, расписалась на Рейхстаге, но через несколько лет ей доведется написать свое имя и в тюрьме, на подоконнике Владимирского централа. Перед этим была ссылка. Когда баржа с заключенными шла по Лене, люди на берегу услышали сильный женский голос, несущийся над водой. «Русланову опять переводят», – догадались они.


Лидия Русланова выступает с концертом перед воинами-победителями на ступенях Рейхстага.
Фото РИА Новости

Некоторые до сих пор спорят, справедливо ли ее арестовали. Им в придачу к ангельскому голосу еще и ангела подавай. В описи изъятого у певицы имущества перечислены: «Автомобиль Horch 951А, два «Мерседеса», «Ауди», 132 картины русских художников, 35 старинных ковров, гобелены, антикварные сервизы, меха, скульптуры из бронзы и мрамора, декоративные вазы, библиотека старинных немецких книг с золотым обрезом, 700 тысяч рублей наличными, 312 пар модельной обуви, 87 костюмов и другое».

Квартира Руслановой напоминала музей. Кто ребенком страдал от нищеты, всю жизнь будет страшиться призрака бедности. Была ли великая русская певица стяжательницей? А был ли Есенин пьяницей? Сколько раз изменял жене Пушкин? Зачем Шаляпин эмигрировал?

Герой Достоевского Митя Карамазов говорил, что уж слишком человек широк: и плохому, и хорошему он поклоняется – надо бы его сузить. Фразу эту растиражировали, прибавив к ней – «русский». Наверное, не без причины...

И ведь сузили. После Руслановой была Зыкина – и все. Я слушала современных, они прежде всего самовыражаются, у каждой роман с самой собой. Вот, например, одна, известная, сегодня она выглядит моложе, чем 20 лет назад.

Ее песни не бередят душу. Мне, эгоистическому слушателю, хочется, чтобы народная исполнительница была искренней, с лицом, которое ей дала природа. Чтобы было это лицо без ботокса и гелей – с морщинками, которые соответствуют пережитым ею радостям и горестям. А может, не в лице дело. Но доверия не получается, от души к душе не получается.

Рассказывают, что Лидия Русланова отчитала как-то одну певицу: «Конечно, ты про любовь поешь, тут кричать вроде бы ни к чему, но хоть любимый-то твой признания должен услышать?! И потом, что же ты поешь, любезная моя? Что же это у тебя вся любовь какая-то неудачная: он ушел, она изменила, они не встретились┘ А радость-то где же? А дети-то откуда берутся? И еще – ты объявляешь: народная песня Сибири! Ты, моя любезная, народную-то песню не трогай! Она без тебя обойдется, и ты без нее проживешь!»

Даже не очень качественные записи Руслановой магически воздействуют на слушателей. В отзывах на YouTube люди, молодые и пожилые, на разных языках признаются в восторге, в морозе по коже, в том, что от этих песен им хочется и плакать, и смеяться одновременно.

Русские сразу видят детство: «Тогда мы были НАРОД». У кого мать с шестью сестрами эти песни пела, у кого – дед с бабкой и молодые тогда родители. Иностранцы волнуются: «О чем она поет?» Да обо всем на свете – о старых валенках, бескрайних просторах, о том, что у какой-нибудь разини она уведет миленочка, о сердце своем разбитом. И мы вместе с ней поем... Снять бы художественный фильм про ее судьбу. Хотя актрису придется долго искать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1192
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
950
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
872
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
608

Другие новости