0
4908
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.05.2010 00:00:00

Правая грудь Джульетты

Игорь Михайлов

Об авторе: Игорь Михайлович Михайлов - прозаик.

Тэги: путешествия, италия, верона


путешествия, италия, верона "Проклятое" наследие венецианского владычества.

┘Черепичные крыши, похожие на плитки шоколада, башни, напоминающие шахматную ладью с зубчатой окантовкой, мост Сан-Пьетро, такой старый, что века, словно сошедшая с ума секундная стрелка, обращаются вспять, и бегущая по камням мелководная Адидже. Город сверху в голубоватой дымке, пока еще размыт. Пока он еще неотчетлив, как белый прямоугольник фотографии, только что опущенный в проявитель. Все это как панорама из папье-маше в музее древностей, какое-то невзаправдашнее. Наверное, надо спуститься вниз с холма и перейти Рубикон. То есть, конечно, Адидже. Но нельзя при этом не почувствовать себя немного Цезарем, которому покоренную область (некогда она называлась – Предальпийская Галлия и даже не была в составе Италии) преподносят, как кубок вина.

Внизу кирпич и камень. Я иду по Вероне, и они, точно кубики, начинают складываться в какой-то упорядоченный узор. Улицы, как линии судьбы на ладони, сбегаются в одну точку. Или начало. Ведь надо же с чего-то начать. Начнем, пожалуй, с Шекспира.

Вероне где-то бог послал Шекспира┘ Город упорно сватают Шекспиру. Причем так настойчиво, что и сами веронцы всячески потакают мифу о Ромео и Джульетте. Хотя Шекспир и не бывал в Вероне. Но его знаменитая трагедия происходит именно здесь. Мало кто помнит, что еще и в Мантуе и что английский классик не удосужился хоть как-то обозначить места, где разворачивается действо. А начинается оно просто – на «площади». На какой? Об этом ни Шекспир, ни его многочисленные исследователи не знают. Зато знают веронцы, превратившие обыкновенный средневековый балкон, парящий над небольшим двориком (его стены увиты виноградом – видимо, Ромео скакал с ветки на ветки, как обезьяна, пробираясь на балкон), в «балкон Джульетты».

Внизу, под балконом своего имени, – бронзовый памятник Джульетте. Правая грудь ее сияет ярче солнца, так как, согласно преданию, надо – на счастье – дотронуться до бронзовой перси. Денег за это пока еще не берут. А зря, желающих причаститься прелестей Джульетты хоть отбавляй. Избранницу Ромео, конечно, сподручнее лицезреть на балконе, а ее благоверного соответственно под ним. Но кто даст гарантию, что и Ромео обязательно не захотят за что-нибудь потрогать – на счастье. Хорошо, если за грудь┘

Арка под домом обклеена валентинками с просьбами влюбленных. Рядом таксофоны: опустив монетку, видимо, можно лично передать просьбу или пожелание Ромео или Джулии. Словом, музей литературных героев, вышедших из повиновения, словно убежавшее с плиты молоко. И это не единственный случай, когда реальность бесцеремонно вторгается в святая святых пространства мифа. В одной из церквей Равенны показывают могилу Теодорика, которому Блок посвятил стихотворение. Но надгробие открыто, как будто Теодорик, не выдержав наплыва туристов, бежал из своей усыпальницы куда глаза глядят. Хотя Блок, наверное, прав, поскольку домыслил то, что должно было быть.

Вот и Данте родился не в Вероне и умер далеко отсюда, а памятник из белого мрамора – рядом с площадью Эрбе. Во дворике. Данте гостил у герцога Скала, Кан Гранде (Большой Пес). Думал, что герцог покорит Флоренцию и он на белом коне вернется в родные пенаты. Но надежды рухнули со смертью одного из самых блистательных правителей Вероны, при нем многие итальянские города стали ее провинцией. Могила Данте, кстати сказать, находится в Равенне. Флоренция который год требует, чтобы Данте вернули домой. Равенна против, справедливо полагая, что отчизна в свое время могла бы обойтись со своим певцом и более любезно.

Итальянцы – народ тороватый. Если туристы готовы вкладывать свои кровные в городскую казну, то, стало быть, вопрос о местопребывании клана Монтекки и Капулетти решен. Вот вам: улица Капулетти. Кажется, некогда действительно существовали какие-то Капулетти или Спагетти. А может быть, и нет. А вот – улица Четырех Мечей, где испустил дух Тибальт. Всяк находит в Вероне то, что ищет.

Вот Арена – уменьшенная копия римского Колизея. Здесь летом на открытой площадке дают оперу и балет. Весь мир – театр (кто сказал? Правильно, детка, возьми с полки пирожок), а Верона – не самая худшая для подтверждения этой избитой истины декорация. Между прочим, Колизей в центре Вероны словно из другой оперы. С ним рифмуется разве одна из стен, годовых колец Вероны. Всего этих временных колец – три. Одна средневековая, принадлежащая Скалигерам, вторая венецианская, третья австрийская. Бронзовым лошадиным задом к Арене стоит памятник австрийскому императору. Верона была в составе австрийской империи при Наполеоне. Хотя здесь должен располагаться не какой-нибудь Зигфрид, а церковь в романском, римском, стиле Сан-Зено. Но она совершенно в противоположном конце города.


Сквозь прорехи старого моста...
Фото автора

Под ее сводами звучит «Реквием» Моцарта┘ Австрийское владычество над простотой четырехугольного пространства храма этого по большому счету пустого композитора (мне кажется, что он чересчур правильный, завершенный, как барочная колонна Большого театра) подавляюще. Хор будто трагически рыдает пустыми проемами римских арок. И если взгляд на что-то такое отвлекается (а взгляд обязательно отвлекается), то это – сцены из Писания, фрески с Вознесением, Тайной вечерей, Голгофой. По сути, «Реквием» исполняется не в замкнутом пространстве храма, а в замкнутой круговерти божественного замысла. Мне кажется, «Реквием» должен звучать только в церкви. Не в концертном зале с праздной публикой, а вот так, когда вся эта красочная и трагическая мистерия христианства словно погребает под обломками твою слабую, трепетную и лукавую душу. Погребает, чтобы воскресить для иной жизни.

Кажется┘ Да мало ли что может показаться в этом городе. С холма Сан-Пьетро и окрестных садов Семирамиды, которые опоясали город, словно триумфальный венок с виноградниками Вальпуличелло, маленькими деревушками, вознесшимися к небу, каким-то Капитолием с большим крестом, который в ночи осеняет все величавым, но искусственным, как лампа дневного накаливания, светом.

Кто его знает, может, прохожие в джинсах, туристы, официанты в передниках – призраки, которые попали не в свою эпоху? Но она их устраивает, ведь бизнес идет неплохо┘Хотите Шекспира? Платите и получайте холщовую сумочку с двумя большеголовыми уродцами. Или поднимайтесь вместо Ромео на балкон Джульетты. Вам не терпится в Рим? Арена за четыре евро – ваша. И вы уже не Иван Иваныч, а Цезарь. Внизу – ночь, улица, фонарь, Верона. Она словно задрапирована сумерками, призванными скрыть за дешевым блеском электрических огней подлинный бриллиант. Ценность которого можно ощутить, лишь утратив его┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
823
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
964
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1352
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1086

Другие новости