Давно замечено, что книга пробуждает порой эротическое чувство.
Художник Альфред Стивенс. В ванной, 1867. Royal Museums of Fine Arts of Belgium
Вот и до наших тоскливых равнин добралась-таки лихая эпидемия электронной чумы. И против этой заразы даже всесильный главный санитар Онищенко с его заградительными кордонами – бессилен┘
Президент Дмитрий Медведев и министр культуры Александр Авдеев поддержали стремление россиян читать книги с помощью электронных ридеров (в просторечии – «читалок»). Об этом зашла речь на совместном заседании президиумов Госсовета, Совета по науке, технологиям и образованию и Совета по культуре и искусству, которое прошло в четверг, 22 апреля, в Истре.
«Вначале у меня было полное отвращение, мне казалось, что читать это невозможно, книга гораздо приятнее, ее в руках можно подержать, страницы полистать, она пахнет книгой. Но я потом привык, и мне нравится, – признался президент, с видимым удовольствием покачивая в руках один из таких электронных ридеров. – Очень удобно. Очень много источников, всегда можно к этому источнику обратиться, можно сделать закладку и, конечно, в дороге – незаменимая вещь».
В общем, по мнению Медведева, бессмысленно навязывать чтение в классическом варианте: «Если молодежи приятнее, например, читать литературу с использованием так называемых гаджетов, букридеров – ничего в этом плохого нет». «Если они будут читать литературу с ридера, они все равно почувствуют красоту слога», – поддержал и министр культуры Авдеев┘
Пожалуй, ниша учебников, хрестоматий, учебной литературы вообще действительно станет первой полностью (ну, почти полностью), перешедшей на электронные носители. Ибо сказано: «Очень удобно┘ и, конечно, в дороге – незаменимая вещь».
Согласно опубликованному в начале 2010 года исследованию The Book Industry Study Group, 20% американских читателей в прошлом году прекратили покупать бумажные книги, переключившись на чтение электронных изданий. В 2009 году, сообщила Ассоциация американских издательств (Association of American Publishers), стоимость проданных образовательных книг для начальной и средней школы, самая большая отдельная категория в книготорговой классификации, буквально рухнула на 13,8% – до 5,2 млрд. долл. А вот электронные книги продемонстрировали наиболее впечатляющие темпы роста: продажи в данном секторе подскочили на 176,6% и достигли 313 млн. долл.
Как результат - совсем уж на днях губернатор Техаса Рик Перри предложил заменить традиционные школьные учебники цифровыми. Помимо всего прочего, губернатор рассчитывает, что использование новейших технологий позволит штату сократить расходы на образование.
В любом случае более или менее понятно, что мы приобретаем с e-book’ами. Менее очевидны – не побоюсь этого слова – цивилизационные изменения вида homo sapiens с переходом на электронное чтиво. А изменится ни много ни мало сначала функциональность различных отделов головного мозга, а затем и физиологическая структура этих отделов. Ничего не поделаешь – эволюция.
Поясню на простом примере.
Многие книги из личной библиотеки Анны Ахматовой хранят следы помет, сделанных ее рукою. В марте 1925 года Павел Лукницкий делает запись в своем дневнике: «Говорила <Ахматова> о том, как нужно относиться к книгам┘ Только хорошо, если книги теряют свою первоначальную чистоту. Книги любят, когда с ними плохо обращаются – рвут, пачкают. Теряют┘ Можно и нужно делать на книгах пометки».
E-book’ам этого не понять, не почувствовать! Бумага – это эмоция. Электронная «читалка» фригидна.
Когда в руки попадается книга (бумажная), в которой кто-то до тебя делал пометки на полях, подчеркивания, оставлял дарственные надписи и проч. и проч., чувства, которые при этом испытываешь – как будто попал в чужую спальню. Или – как будто читаешь чужую переписку. Без спроса.
Электронный ридер фригиден по определению. Живую эмоцию заменяет виртуальная. Источник: krupaspb.ru |
Вспомним, Ларина Татьяна читает книги из библиотеки Евгения Онегина:
Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
И под этим тоже – нейрофизиологическая подкладка. Хорошо известно, что тактильные и вестибулярные впечатления становятся доступны эмбрионам на самых ранних этапах развития; затем появляются вкус и обоняние, затем – слух. А вот зрение – в последнюю очередь. Но, мало того, не так давно российские ученые из Института психологии РАН экспериментально установили, что прилагательные, связанные именно с тактильными ощущениями, вызывают самый мощный эмоциональный ответ: бархатный, бритый, вибрирующий, кожный, ощутимый, потный, прохладный, пуховый, пушистый, сухой, увлажнительный, шелковый, шерстистый┘
У e-book’a такая тактильность немыслима! И никакие электронные закладки и эмуляторы переворачивания страниц не спасают. Здесь – новая тактильность, тактильность на уровне большого пальца. Отсюда – и новая эротичность.
Выдающийся русский книговед и библиограф Михаил Николаевич Куфаев в своем докладе «Библиофилия и библиомания», сделанном на заседании пленума библиологического отдела Государственной академии художественных наук 29 ноября 1926 года, «в качестве привходящих явлений», присущих библиоманам и библиофилам, отмечает: «чувственное удовольствие от прикосновения, половая психопатия (книгу одевают в кожу, шелк, атлас). Обоняние книги. В буржуазном обществе книга окружает субъект во всякое время, в том числе в эпоху половой зрелости (условный рефлекс)».
В этом смысле ридеры хирургически стерильны. «Плюс e-book’и позволяют внедрить целый ряд пользовательских опций, – подчеркивает Александр Долгин, профессор ГУ–Высшая школа экономики, управляющий рекомендательным сайтом Имхонет. – Например, после скачивания себе на ридер библиотеки, можно составить список для прочтения, приоретизировать его с помощью рекомендаций, оценить прочитанное, включить в коллекцию жизни┘»
Между прочим при обсуждении доклада Куфаева в 1926 году другой известный московский библиофил, профессор Михаил Ильич Щелкунов заметил: «Любовь к книге – трансформация полового чувства. Может быть, оттого библиофилы живут скромной жизнью и долго». Нам остается только последить, как изменится продолжительность жизни поколения, рожденного нажимать на клавишу больши пальцем.