Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Вид с юго-восточной стороны. В тридцати минутах езды – Саров, место, где делали первую советскую атомную бомбу.
Фото Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря
На закате существования СССР в сфере управления советской экономикой ежедневно обращалось около 100 млрд. листов документов┘ И тут наступила эра безбумажных технологий – компьютеризация.
С момента появления персональных компьютеров потребление бумаги в конторах резко┘ выросло – более чем в два раза – и продолжает расти ежегодно на 5%. В США, например, в конце 1990-х годов ежегодно тратилось триллион листов бумаги на распечатку данных с ПК. Да что там США. В 2009 году председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил, что во вверенной ему финансово-кредитной организации в год распечатывается 300 млн. листов документов┘
В Центре исследований и разработки компании Intel в Сарове этот бумажный вал все-таки сумели обуздать. Сотрудник посылает свое задание на общий принтер. Но задание выполняется только тогда, когда ты сам подходишь непосредственно к принтеру и вводишь свой индивидуальный пароль. Этот простой логистический ход позволил существенно снизить расход бумаги в офисе. «Оказалось, что очень часто сотрудники посылали на печать задание, а распечатку взять забывали или она оказалась не нужна им, – рассказывает управляющий филиалом Дарья Кирьянова. – В результате ежедневно скапливалась куча ненужных распечаток. А эта система безопасной печати позволяет серьезно экономить».
Экономят на всем. В чайных комнатах офиса заменили пакетики чая Greenfild на эконом-вариант – Ahmad. Пустячок, но в том числе и эта мера позволила обойтись без сокращения штатов. Повторяю, экономят на всем. Только не на людях. Например, не принимают строящуюся служебную гостиницу, пока номера в ней не будут оснащены электронным ключом и сейфом. Интернет – это безусловно.
«Есть сотрудники, которые предпочитают приходить на работу в четыре утра и уходить к обеду. Им так комфортнее. Пожалуйста: офис работает по системе «7 х 24» – семь дней в неделю по 24 часа», – поясняет Дарья Кирьянова.
Если быть точным, то Центр исследований и разработки Intel расположен не в самом городе Саров (известном раньше как Арзамас-16 – место, где была создана первая советская атомная бомба; место, где сегодня функционирует Российский федеральный ядерный центр «ВНИИ экспериментальной физики»), а в 7 км, в поселке Сатис. Сегодня здесь располагается Саровский технопарк. Около десяти резидентов, которые ставят своей миссией «трансфер технологий; повышение коммерческой активности; развитие новых видов деятельности; поддержку региональных инициатив».
Саровский филиал Intel – самая крупная организация в технопарке. Если попытаться сформулировать одним словом, чем занимаются 100 его сотрудников, то это слово будет – распараллеливание. То есть созданием программного обеспечения для высокопроизводительных вычислений на современной многоядерной и многопроцессорной компьютерной технике. «Мы знаем, как устроен транзистор на атомарном уровне», – без всякого пафоса заявляет технический лидер саровского сайта Дмитрий Кожаев.
Вообще-то Дмитрий Кожаев – заместитель по науке управляющего филиалом. «Технический лидер» – должность неформальная: наиболее авторитетный сотрудник, который на общественных началах берет на себя некую нагрузку по развитию сайта. А «сайт» – это внутренний интеловский сленг; это и есть офис.
Технопарк в Сатисе расположен в очень примечательном месте. В географическом смысле – в том числе. «┘Темная прорва, не знающая географических направлений и частей света, не ведущая писаной истории, составляющая во времени, пространстве и самих чувствах путешественника зияющий провал» – так описывает в исторической ретроспективе ландшафт, в который погружен Саров, российский архитектор и культуролог Андрей Балдин.
Ежегодно в марте–апреле в закрытый город Саров высаживается десант скаутов из Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета: целенаправленно отбирают выпускников местных школ для обучения в столицах. Кстати, в Сарове 17 общеобразовательных школ. Школьное образование в городе – уникально. Это сложилось исторически: в город приезжали выдающиеся ученые работать над созданием А-бомбы. С ними приезжали их жены, часто тоже высокого уровня специалисты. Путь им был – в школьные учителя┘
Дарья Кирьянова: «Система безопасной печати позволяет серьезно экономить». Фото пресс-службы Intel в России и других странах СНГ |
Если по Нижегородской области оснащенность компьютерами составляет 1 на 22 человека, то в Сарове – 1 на 8 детей и 1 на 6 школьных учителей. 85% детей имеют выход в Сеть из дома. В прошлом году на 30 млн. руб. было закуплено IT-оборудования для школ – ПК, интерактивные доски и проч. «Чем меньше знает человек, тем легче ему освоить новую технологию, – рассказывает координатор учебно-исследовательской лаборатории системного и прикладного программирования BiPro в Саровском физико-технологическом институте Елена Логунова. – Мы решили попробовать обучать школьников параллельному программированию с седьмого класса. Организовали летние школы. Через две недели они готовы писать параллельные программы». Ничего удивительного, что 25% интеловского офиса – выпускники местного Саровского физико-технологического института. Не редкость, когда на должности стажеров принимаются студенты старших курсов и даже первокурсники.
«Саров очень домашний город, – подтверждает Мария Осеева, ответственная за связь с университетами Intel в России. – В Сарове считается неудачей – выйти замуж за москвича». Мария, похоже, знает о чем говорит: сама – саровчанка, выпускница СарФТИ, она недавно вышла за москвича и перебралась в столичный офис Intel. Впрочем, ее вполне эмоциональные наблюдения подтверждает и бесстрастная статистика.
На 90 тысяч населения безработица составляет всего 1%. В городе – шесть официально зарегистрированных бомжей. Главный работодатель в городе – ВНИИ экспериментальной физики. Зарплата молодого специалиста – 25 тыс. руб. минимум. Плюс – социальный пакет. Набор сотрудников – только через серьезный экзамен. Правда┘
«Сейчас у нас в Сарове возникла конкуренция предложений, – считает Владимир Рогачев, заместитель директора по международному научно-техническому сотрудничеству ВНИИ экспериментальной физики. – Есть мы, ВНИИЭФ, и есть Intel. Создание конкурентной среды – самое важное».
Есть, правда, и третий «работодатель» в Сарове. «Я проезжаю утром мимо военкомата, – рассказывает Мария Осеева. – Стоит очередь из молодых людей с номерами на ладошках – хотят отслужить год и не мучиться больше».
Саров–Москва