0
2348
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.02.2010 00:00:00

Стратегия России в Евразии в XXI веке

Сергей Рогов

Об авторе: Сергей Михайлович Рогов - директор Института США и Канады РАН, член-корреспондент РАН.

Тэги: россия, европа, азия, стратегия


россия, европа, азия, стратегия Россия – активная участница ЕврАзЭС.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Экономическая, политическая и военная структура системы международных отношений претерпевает сегодня фундаментальные изменения. Это требует трезвой оценки позиций России в новой многополярной системе.

Завершается продолжавшаяся несколько столетий эпоха глобального доминирования Запада. Процесс глобализации не прекратился, но в его развитии все большую роль начинают играть другие регионы, еще недавно являвшиеся объектами, а не субъектами мировой политики. Если раньше центр мировой экономики находился в Европе, а затем возник новый полюс – в Северной Америке, то теперь возникает центр экономической мощи в Азии.

Таким образом, глобализующийся мир XXI века держится на «трех китах». Доля Европы в мировом ВВП составляет около 20%, доля Северной Америки – примерно 25%, доля Азии превысила 35% и продолжает расти высокими темпами.

Нынешний финансово-экономический кризис ускорил процесс перераспределения экономической мощи. США теряют роль главного локомотива глобальной экономики. Американской политической элите пока не хватает решимости провести болезненные структурные реформы, необходимые для оздоровления американской экономики. Рост мирового ВВП идет главным образом за счет Китая и Индии, которые вплоть до промышленной революции были крупнейшими экономиками в мире. Сегодня закон неравномерности развития явно действует в пользу Востока, а не Запада. На долю Азии приходится уже более трети мировых расходов на НИОКР, а через пару десятилетий азиатские страны опередят по этому показателю США и Европейский союз.

Экономические сдвиги неизбежно сказываются на политическом влиянии и военной мощи. Однако существующие глобальные институты, созданные в ХХ веке, не отражают новые реальности. Это может привести к дестабилизации международной системы, обострению напряженности, возрастанию конфликтного потенциала между «старыми» и «новыми» центрами силы.

Вместе с тем в самой Азии существует немало источников напряженности. Ряд азиатских стран столкнулся с угрозой оказаться на обочине мирового развития, все больше отставая от лидеров. На континенте существует «дуга нестабильности», включающая зоны военных конфликтов, возникших под влиянием внутренних и внешних причин. Именно здесь идет распространение ядерного оружия и баллистических ракет.

США с помощью НАТО и других американских союзников пытаются играть роль «полицейского» в Восточном полушарии. Но, похоже, эта стратегия обречена на неудачу, лишь провоцируя гонку вооружений в Азии. Помимо затянувшихся войн в Ираке и Афганистане возможно уже в ближайшее время возникновение новых вооруженных конфликтов (Иран, Корея).

Для многополярного мира XXI века необходима новая система глобальной безопасности, отражающая новую расстановку сил на международной арене. Эта система должна сочетать императивы глобализации с тенденциями регионализации. Ведь в современном мире наряду с суверенными государствами все большую роль играют региональные объединения, которые имеют разные формы и функции, но превращаются в реальных субъектов международных отношений.

Для России, жизненно важные интересы которой неразрывно связаны с Европой и Азией, особое значение приобретает евразийская стратегия. Такая стратегия должна преодолеть отчуждение России от интеграционных процессов в Европе и Восточной Азии, сделать нашу страну ключевым звеном евразийского пространства.

С одной стороны, такая стратегия должна предотвратить фрагментацию современного мира, связав два из трех крупнейших центров глобальной экономики. Ведь и Европа, и Восточная Азия сегодня поддерживают теснейшие финансово-экономические связи с США, но в меньшей степени взаимодействуют друг с другом. Евразийская стратегия призвана обеспечить устойчивость главного «треугольника» мировой системы, где Россия станет «экономическим мостом» между Востоком и Западом. Наша страна обладает огромным транспортным, коммуникационным и энергетическим потенциалами для создания нового Великого шелкового пути. Скоростные железные дороги, трубопроводы, авиамагистрали и Северный морской путь сделают транзит через Индийский океан неконкурентоспособным.

С другой стороны, евразийская стратегия позволит нашей стране выстроить равноправные отношения с соседями на Западе и Востоке, которые превосходят сегодняшнюю Россию по численности населения, размерам ВВП и вооруженных сил. Такая стратегия должна сделать их партнерами, заинтересованными в нашем успешном развитии, от которого в немалой степени будет зависеть их собственное процветание. Это будет способствовать снижению потенциальных военных угроз, с которыми может столкнуться наша страна. Вместе с тем евразийская стратегия позволит укрепить экономическое единство России от Калининграда до Владивостока.


Американский «Форд» уже пришел в нашу страну.
Фото c официального сайта завода Ford

Разработка и реализации евразийской стратегии России потребуют интеграции экономической и внешнеполитической составляющих, тщательного анализа возможных вариантов действий.

Следует отметить, что Россия сегодня участвует в целом ряде многосторонних институтов и форумов, в которых представлены как европейские, так и азиатские государства. Среди них – ОБСЕ, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), РИК и др. Они различаются по составу, функциям и эффективности.

На мой взгляд, серьезным потенциалом обладает АСЕМ, малоизвестный у нас форум руководителей стран Европы и Азии. На долю АСЕМ приходится свыше половины мирового ВВП и 60% мировой торговли. Сегодня в его состав входят 45 стран, включая всех членов Евросоюза и АСЕАН, а также Китай, Японию и Индию. В нынешнем году к АСЕМ должны присоединиться Россия и Австралия. На саммитах АСЕМ, происходящих раз в два года, главное внимание уделяется развитию торгово-экономических связей. Но в последнее время в повестку дня стали входить и вопросы безопасности, а также глобальные вызовы. Москва теперь может стать одним из лидеров этого форума.

Трудно предсказать, какой станет институциональная инфраструктура Евразии через несколько десятилетий. Но потребность в ее создании очевидна. Иначе здесь может воцариться многосторонний хаос, чреватый применением ракетно-ядерного оружия. Для России стратегическая изоляция неприемлема. Нам необходимы надежные партнеры и в Европе, и в Азии, которые считаются с нашими законными интересами.

К сожалению, у нас евразийская тематика до сих пор служит полем для геополитических фантазий, призванных доказать «особость» России. На государственном уровне стратегия, интегрирующая европейское и азиатское направления политики, отсутствует. Даже на постсоветском пространстве у нас преобладают меркантильные подходы («пусть заплатят втридорога»), а не стратегическое видение долгосрочных интересов страны.

Думается, что мы недооценили подход президента Казахстана Назарбаева, который уже многие годы доказывает необходимость создания Евразийского союза. Понятно, что, находясь в окружении гигантских соседей, Казахстан стремится к интеграции. Концепция Назарбаева базируется на «добровольной, равноправной интеграции, совместном политико-экономическом развитии постсоветских государств, общем продвижении стран СНГ на сильные позиции в глобальном мире». На мой взгляд, это позволит получить «критическую массу», необходимую для того, чтобы Россия, Казахстан и другие участники Евразийского союза смогли успешно защищать свои интересы во взаимодействии с другими ключевыми игроками на евразийском пространстве. Таможенный союз ЕврАзЭС в составе России, Белоруссии и Казахстана – первый шаг в этом направлении.

Несколько лет назад интерес к концепции создания Единого экономического пространства (ЕЭП) проявлял и Киев. Но при Ющенко идея ЕЭП была заблокирована. Итоги последних президентских выборов в Украине показывают, что открываются новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества ключевых стран постсоветского пространства.

Конечно, переломить дезинтеграционные тенденции будет нелегко. Накопилось немало взаимного недоверия и обид. Наши ближайшие соседи с опасением относятся к неоимперской риторике, которой предаются отдельные российские политики. Поэтому столь важно четко определить объективные интересы Москвы, предложить приемлемые для Украины, Казахстана и Белоруссии условия выработки совместной позиции. Напомню, что и США при создании НАФТА, и Германия при создании ЕС пошли на продуманные уступки своим соседям. России надо руководствоваться долгосрочными интересами, а не краткосрочной выгодой.

Надеюсь, что мы наконец-то перейдем от декларации благих намерений к действенной стратегии адаптации к новому многополярному миру с учетом экономических, политических и военных реалий XXI века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
647
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
424
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
263
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
378

Другие новости