0
2156
Газета Стиль жизни Интернет-версия

26.01.2010 00:00:00

Образование как самоцель

Анна Ямпольская

Об авторе: Анна Владимировна Ямпольская - кандидат философских наук, доцент Центра феноменологической философии философского факультета РГГУ.

Тэги: вуз, образование, интеллигенция


вуз, образование, интеллигенция Знание неразрывно связано с этикой.
Андреа Мантенья. Триумф мудрости над злом. 1505

Раньше, как известно, и фунты были больше, и девушки моложе. Но главное, скажет вам любой преподаватель, раньше студенты были лучше. Они были лучше подготовлены, больше мотивированы на учебу и просто не так беспросветно тупы. Они уважали преподавателей, почти не прогуливали и совсем не употребляли спиртных напитков. Они не сдавали непрочитанные рефераты из Интернета и вообще никогда не списывали. Наконец, они чего-то хотели. Такова, во всяком случае, легенда, которая бытует среди моих коллег.

Но в глубине души каждый преподаватель знает, что это неправда, что мифические хорошие студенты предыдущей эпохи тоже прогуливали целые курсы лекций, играли под партой в карты и сдавали непрочитанные курсовые, написанные совсем другими людьми. Конечно, в мое время Интернета не было, и поэтому в качестве литературных негров использовались поклонники, а не безличный банк рефератов, но технический прогресс не остановишь. А с точки зрения учебы результат, казалось бы, не сильно отличался. Однако мы хоть и не были «лучше», чем нынешние, но мы были другими.

Бесполезные знания

Каждый сентябрь, стоя перед доской и знакомясь с новой группой, я задаю себе вопрос: зачем они пришли сюда? Чему они хотят у меня научиться? Произносить без запинки трудное слово «экзистенциализм», не вставляя в середину лишний слог? А зачем? Это умение понадобится только тем из них, кто пойдет работать в медиа, да и то маловероятно. Знать, чем синтетические суждения отличаются от аналитических? Это и вовсе бесполезно; я даже в страшном сне не могу себе представить ту отрасль народного хозяйства, в которой это знание может быть востребовано. Иначе говоря, я должна заставить студентов выучить и «сдать» объем знаний, которые в жизни никому из них не пригодятся – за исключением, разумеется, тех, кто польстится на сверхвысокие зарплаты преподавательского состава или же на престиж, которым в нашем обществе пользуются научные работники.

Однако подготовка профессионалов никогда не была единственной целью существования университета. В конце концов гордится же МГУ выпускником физмата Герценом, хотя он прославился отнюдь не в области математики и физики. В отличие от нынешней ситуации, когда студент учится для того, чтобы получить диплом, найти реальную работу и начать жить, раньше обучение в высшей школе было одновременно и самоцелью. Поступая в университет, ты не просто радикально улучшал свой CV или получал левел-ап в игре «образование». Ты становился членом могущественной корпорации под названием «русская интеллигенция».


Помимо быта в жизни интеллигенции всегда присутствовала идея чего-то высокого. Павел Рытиков.
Натюрморт со старой книгой. Опубл.: Искусство России. М., Сканрус, 2003

Московский студент, а не Шариков

А быть интеллигентом значило – если кто помнит еще – служить чему-то более важному, чем ты сам. Народу, стране, культуре, науке (нужное подчеркнуть). Нет, я еще не выжила из ума и прекрасно отдаю себе отчет в том, что описание советско-российской интеллигенции как «витязей, выкованных из чистой стали» может вызвать только гомерический хохот. Однако, хотя жизнь эмпирического выпускника университета и состояла из хлопот по улучшению собственного быта, в ней присутствовала идея чего-то высокого. Клятва на Воробьевых горах. Россия, Лета, Лорелея. Это высокое могло быть весьма смутным и расплывчатым, как в песнях Окуджавы, и служение ему проявлялось в основном в кухонных посиделках за рюмкой водки, однако оно создавало дополнительное измерение жизни. И дополнительное измерение университетского образования.

«Я – московский студент, а не Шариков!» – говорит профессор Преображенский, объясняя Борменталю, а заодно и читателю, почему он не может совершить неблаговидный поступок. В том мире, в котором жили читатели Булгакова, логическая связь между принадлежностью к высшей школе и наличием требований к себе, выходящих за рамки сугубо профессиональной этики, еще не была нарушена. Однако этот мир ушел навсегда, с ним в небытие ушла и русская intelligentsia вместе со своими ценностями. Интеллигенты, впрочем, остались. Они отличаются от пришедших им на смену интеллектуалов слегка потерянным взглядом, опущенными плечами, отсутствием целеустремленности и не ремонтированными с советских времен квартирами. Будущее принадлежит не им. Зато им принадлежит прошлое: легендарное, героическое, мифическое прошлое российской интеллигенции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
285
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
463
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
524
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
389

Другие новости