0
2503
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.03.2009 00:00:00

Вилковские молодицы

Тэги: старообрядцы


старообрядцы Липоване – степенные, колоритные люди.
Фото автора

Ужинали у липованки Ани, на столе, естественно, селедка, час назад засоленная, и селедочные котлеты. На сладкое – житные пряники.

Растягиваю трапезу, потом еще чай из побегов айвы, слушаю про бабушку. Школа раньше была на острове, так девчушкам поездки в город – праздник. Платьишки из ситчика нагладят – и просят отца: в церкву отвести. А там, глядишь, парень какой заметит. Приданое было – матрас с подушками, все из осоки. На зиму закладывали кадушки с брынзой и творогом. Мужья ходили на красную рыбу, на бабайках доходили аж до Змеиного, там рыбалили. На хорошую-то, красную, сеть особая нужна, тяжелая, не селедцовая. Бабушка крепкая была, с тятей на бабайках до самой Констанцы доходила.

У продуктовой палатки одна тетушка жалуется другой на свою собаку, как та с утра обиделась на нее и – гля – сидит вся раздутая.

С утра – к соседке за копаницей, будем добывать ил и обмазывать печку, я мазуркой вызвалась. Евгения Ивановна Захватаева – тоже липованка. Извиняется, что все по-простому, по-огороднему. Испужалась? Это пужало стоит вдоль грядок. Раньше и коров, и утей держали. Свекруха грядку дала, на 10 дней взяли отход с работы, закаточки сделать. Цыбульку высадили, а волчок все поел. Арбузы? Да у нас все растет – только сажай да поливай. Летом комарь седает – страсть. Нос облипнут, рычат.

Ешь клубнику-то, хочешь – с сахарком. Да ты левшачка? У нас о первом урожае говорят: новинка в рот – здоровинка в живот. На молодой месяц-то знаешь что надо сделать? Говоришь: «месяц-месяц молодой, тебе – наполниться, мне – на здоровьице. Тебе – на золотой рог, мне – на кошелек». И хвать за золото – крестик или цепочку.

При советской власти лучше, чем при румынах было. Румыны всех били: детей в школе, взрослых – рыбнадзор; говорят, они своих и сейчас бьют. Свекор в румынской армии служил, муж в советской. Тятю мать в печке ховала, чтобы румыны не забрали. Часть наших липован так и осталась в Румынии: то ли в плен попали, то ли сами бежали. Кто теперь знает┘ Отец кузнец был, некогда ему было рассказывать. Пенсия у матери – 640 гривен, а отцу как дитю войны 645 дали.

Чай-то пей, с пасочкой. Пасха бравая получилась.

Старообрядцы – народ дюже чистоплотный. Хозяечка перед Пасхой хату вымоет, выбелит. Чтобы двор травой зарос – нет такого, все вычухивают.

Во время бомбежки нас свозили к церкви спасаться, молиться. Читайте, читайте, Бог услышит. Школа была при монастыре, по праздникам на бабайках свозили кто рыбу, кто творог, обед делали своими силами, да и у монахов все росло. Я часто на келарню кушать бегала, а домой на лето приезжала, мне мама: Женя, кто тебя там надуваеть? Батюшка по-церковному нас учил, а потом говорит: дети, вертайтеся домой, монастырь закрывается. Монахи – которые эвакуировались, которые голодать остались. Их спасали, молоко возили. Потом тут мореходка была, кресты на кладки пошли, иконы попалили.

В город – на бабайках, сначала семь километров против, а уж потом обратно по течению и делать как будто нечего, бабайками по воде челяк, челяк. Основное было – айва. Подорвались потом этой айвой, перешли на яблоки, виноград.

Сорок девятый год неурожайный был, и рыба не пришла. Тятенька рыбалил, а ловился только чертик, колючка. Маменька баланду варила, хлеб оставляли на закуску, как мед. Бывало, несет в запане от богатых родственников.

Квасоль росла, жарища, я ее прокляла, эту квасоль, лазить за ней. Как пост, так капустку тепленькой водой зальют, хлебушка покидают. Сахар щипчиками пощипают, в сундук спрячут. Говеть, говеть.

Летом бабушка вяжет снопы, а мы с маменькой тягаем через болото. Глядь – гадюки. Бабушка: сейчас я их пужану. Топкое болото, насилу ноги вытягиваем. Вода светлая, чистая-чистая, все пиявки-козявки видать.

Телочку в колхоз сдадим, нам муки дадут, мешки в сенцах и колидоре составим, картошечки наменяем. Бабушка масло собьет в клубочек, в печку, стопит, в баночку, бумагой с резиночкой накроет, и в кладовку. Зимой достанет – и на блины, в печку. Скрудки пекла – пироги с тыквой.

Утром встаем: бабушка, а ты уже хлеба напекла? Расцелуем ее, а она не любит целоваться.


У священника-старообрядца всегда что-нибудь припасено.
Фото автора

Мы камыш продавали, я тогда уже семь классов закончила. Школу топить, в пекарню, в больницу, тогда угля не было. Вечером камыш тягали, стыдно, чтобы мореходцы нас не видели. Тогда заключенных пригоняли камыш бить.

За ситцем в очереди надо было стоять, у нас Аксинья (сестра) умела шить. И нас обшивала, и на заказ. По выходным проходка была от церкви до церкви, не провернуться. Туда-сюда ходили, под руку по пять-шесть человек, песняка пели. А кто по одному – по тротуару. Гля – по тротуару пошла, значит, интеллигенция, учительница например. А мореходцев как выпустят – весь город белый. Многие за моряков и повыходили. На свадьбу надевали что похуже: толканет кто, вином обольет. Зато на Пасху – что получше, пасочное. Вешалки для платьев – камышинки в палец толщиной, под плечики – ваточки, и на стену, на гвоздь.

На окнах – обтяжечки марлевые накрахмаливали, богачи из Румынии возили тюль. Вышивали гладью, крестиком, ришелье – даром не сидели. Старших слушали, без начала нельзя было ложиться. А сейчас телевизор вместо начала┘ Бабушку и в кино нельзя было затащить: кого я там – чертей не видала, как бегают? Мужа как в четырнадцатом забрали, так сама и рыбалила, и детей кормила. Никиточку не уберегла.

На ногах носили постолы. Кожу бычка солили, сушили, сморщивали их туда-сюда. Сверху получались волосяные, обсыпались со временем. Гуцулы тоже такие носили.

Взрадовались, когда советская власть наступила. Вареники раньше из черной муки делали, а теперь из белой, как богачи. А потом и хлеб стал белый. А при румынах – только папушовая мука. Они как раньше были, так и сейчас мамалыжники.

Только корогод водить не давали. Как вам не стыдно, говорили, в милицию забрать могли. Это сейчас у нас коллектив «Вилковская молодица», я там пою. А до пенсии работала в сетевязальном цехе, нас даже наградили за хороший труд поездкой в Москву, еще при советской власти.

В красном углу – групповое фото, человек восемьдесят – тепло одетые передовики вилковского сетевязального цеха на Красной площади. И баба Женя, еще молодица.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
378
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
441
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
304
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
329

Другие новости