Афонская "костница" будет посильнее ленинского Мавзолея.
Фото Игоря Пшеничникова (www.afonru.ru)
Очередная, 85-я годовщина со дня смерти Ленина не обошлась без попыток вновь поднять вопрос о перезахоронении Владимира Ильича. Сторонники перезахоронения его бренного тела в очередной раз обратились к традициям и авторитету Русской Православной Церкви.
В день годовщины смерти Ленина 21 января некие «православные монархисты» задумали явиться на Красную площадь в костюме мумий, неся гробы. Их целью, кроме эпатажа коммунистов, которые традиционно приходят к Мавзолею в этот день, было еще и продемонстрировать сходство забальзамированного Ильича с египетскими фараонами. Дескать, это большевики создали новый культ с использованием древних языческих элементов, словно в насмешку над христианским почитанием мощей святых. Так ли это на самом деле, может быть, большевики заимствовали гораздо больше у христианской Церкви?
Сам Ленин, убеждены «православные монархисты», хотел бы покоиться на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с захоронениями его матери и сестер. Чтобы сделать свою мысль нагляднее, монархисты ночью проникли на это кладбище и установили там муляж надгробия с надписью «Место для В.И.Ульянова (Ленина)», не слишком задумываясь об этической стороне такой хулиганской выходки. Если ночные похождения «православным монархистам» удались, то маскарад у Мавзолея был пресечен милицией.
Однако за перезахоронение тела Ленина выступают не только кликушествующие монархисты. Судя по последним опросам общественного мнения, эту идею поддерживают все более широкие слои населения. В конце 2008 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, что 41% опрошенных считают сохранение тела Ленина в Мавзолее на Красной площади «неправильным и неестественным». При этом распространено убеждение, что подобный способ погребения в принципе противоречит православной традиции, ведь, несмотря на то что Владимир Ульянов возглавлял большевистскую партию, боровшуюся с религией и Церковью, он был по рождению русский дворянин и в крещении православный.
Но можно ли объяснить кампанию по ликвидации Мавзолея Ленина заботой о душе покойного? Распространено мнение, что для упокоения его души умерший должен быть отпет и погребен в землю на освященном кладбище. Разумеется, во время похорон вождя мирового пролетариата никто и не думал отпевать его по православному обряду. Но во всем остальном принципиальных расхождений с православным каноном нет. По христианской традиции усопшего следует «погребати в земли». Но это скорее пожелание, чем непременное условие. Напротив, мы знаем множество случаев, когда тело покойного, объявленного святым, выставляется на всеобщее обозрение. Разумеется, речь идет о различных формах, которые приобретает поклонение христианским святым, как православным, так и католическим.
Всякий, кто посещал пещеры Киево-Печерской лавры или Псково-Печерского монастыря, знает традицию паломничества к мощам святых. Останки монахов в условиях пещер естественным образом мумифицировались и сохранялись. Паломники имеют возможность лицезреть эти мощи и поклоняться им. Разве картины паломничества в монастыри для поклонения мощам преподобных не напоминают посещение коммунистами Мавзолея на Красной площади? Вспомним Киево-Печерскую лавру. Верующие спускаются по лестнице вниз, медленной процессией проходят по тесным залам подземелья, мимо застекленных саркофагов, где покоятся тела монахов. В тусклом мерцании свечей на паломников пустыми глазницами смотрят черепа, обтянутые темной кожей. По сравнению с этой жутковатой картиной даже строгий интерьер московского Мавзолея с хрустальным гробом, где вечным сном спит коммунистический вождь, выглядит не так зловеще. Надо сказать, что мощи печерских монахов имеют больше сходства с египетскими мумиями, чем Ильич, чей прижизненный облик сохранен усилиями советских ученых. Как и Ленин, печерские монахи не преданы земле и, значит, не «обратятся во прах», по библейскому завету: «Земля еси и в землю отыдеши».
В православном мире существуют еще более необычные традиции. Русские паломники, побывавшие в монастырях на горе Афон, рассказывают о тех необычных чувствах, которые они испытали при посещении так называемых «костниц». «Костницами» на Афоне называют специальные помещения, где хранятся черепа усопших монахов, сложенные в пирамиды. Остальные кости просто свалены в кучу. Происходит это так. Умершего инока, обернутого в мантию, без гроба погребают в землю. Через три года останки извлекают. Если тело полностью разложилось, кости обмывают вином, отделяют череп от скелета и помещают их в «костницу». На черепе пишут имя монаха и год его смерти. Если тело не успело разложиться, его вновь помещают в могилу – до полной «готовности». Считается, что светлый цвет костей свидетельствует о святости покойного.
Возможно, радетелей православия современный способ мумификации смущает больше, чем старозаветное «собирание костей». Однако общеизвестно, что экспериментам по сохранению тела Ленина предшествовал даже более удачный опыт мумификации останков известного хирурга Николая Пирогова, умершего в 1881 году. До сих пор забальзамированное тело выдающегося медика, при жизни заявлявшего о своей приверженности православию, покоится в прозрачном саркофаге в подземелье часовни в его поместье под Винницей. И никаких нареканий Церкви по отношению к посмертной судьбе Пирогова не слышно.
Значит, отношение клириков к Мавзолею на Красной площади определяется другими обстоятельствами. Негодование, отнюдь не по-христиански яростное, слышно в высказываниях некоторых авторитетных представителей Московского Патриархата. Например, известный церковный деятель, протоиерей Димитрий Смирнов высказался на эту тему по-большевистски радикально: «О личности Ленина могу только сказать, что это был самый большой злодей, который когда-либо ходил по русской земле... А ленинские останки я бы просто сжег и сбросил бы пепел в какую-нибудь забытую шахту».
Видимо, причина этой нетерпимости в той исторической роли, которую сыграл Ленин – основоположник богоборческого государства. В культе поклонения останкам вождя Церковь скорее всего видит глумление над традицией поклонения мощам православных святых. Тем не менее согласно последнему опросу ВЦИОМа четверть россиян категорически не согласны с перезахоронением Ленина. Это коммунисты и представители старшего поколения, многие из которых привержены советскому прошлому. Сегодня РПЦ яростно отвоевывает монополию на консервативно-патриотическую идеологию, подхватив из ослабевших рук коммунистической партии право на «руководящую и направляющую» роль в Российском государстве. Очевидно, что в ближайшем будущем натиск на коммунистический некрополь у стен Кремля будет только усиливаться.