Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.10.2008 00:00:00

Большое адронное лукавство

Дмитрий Квон

Об авторе: Дмитрий Харитонович Квон - доктор физико-математических наук, профессор Новосибирского государственного университета.

Тэги: бак, коллайдер

бак, коллайдер Десятилетиями длящаяся скука в физике высоких энергий – результат давно уже всем известной ситуации, когда ответы на все основные вопросы мироздания давно уже даны, а для экспериментальной проверки не знающих предела фантазий физиков-теоретиков нужны уже колоссальные затраты.
Фото Юрия Туманова, ОИЯИ (г. Дубна)

«Служенье муз не терпит суеты», служение научной истины тем более. Поэтому грандиозный шум, поднятый мировыми СМИ вокруг запуска Большого адронного коллайдера (БАК, или в английской транскрипции – LHC, Large Hadrons Collider), производит слегка комическое впечатление.

С одной стороны, часть мирового сообщества (вполне микроcкопическая и состоящая в основном из физиков, занятых изучением элементарных частиц) нетерпеливо ожидает новых великих открытий. А с другой – многократно большая и поэтому отнюдь не микроскопическая его часть, чье знание точных наук ограничивается таблицей умножения и которая состоит в основном из любителей конца света, замерла в тревожном и будоражащем ожидании того, что в один из дней конца этого или начала следующего года Земля поглотится черной дырой, рожденной невиданным столкновением протонов-адронов друг с другом.

Десятилетиями длящаяся скука в физике высоких энергий – результат давно уже всем известной ситуации, когда ответы на все основные вопросы мироздания давно уже даны, а для экспериментальной проверки не знающих предела фантазий физиков-теоретиков нужны уже колоссальные затраты, превышающие не только технологические, а просто все возможности как современного, так и будущего человечества. Физики-теоретики, занимающиеся элементарными частицами, вышли из этой ситуации просто. Они разбились на клубы.

Самый известный из этих клубов – это, конечно, клуб любителей теории суперструн. Это группа людей, занимающихся уже не физикой, а скорее эстетикой уравнений квантовой гравитации. Они уже давно смирились или, наоборот, с радостью восприняли тот факт, что их результаты никогда не удастся подвергнуть экспериментальной проверке, и вполне довольствуются красотой своих математических построений. Утешаются они, похоже, словами Дирака о том, что «физическая теория должна прежде всего обладать математической красотой». Но при этом забывают, что настоящую жизнь его теоретическому предсказанию позитрона дало только экспериментальное открытие этой античастицы.

Но вот тем, кто занимается строительством ускорителей и датчиков элементарных частиц, не до красот их действительно по-настоящему прекрасных сооружений. Скорее всего на открытии или неоткрытии хиггсовского бозона закончится эпоха строительства ускорительных пирамид. Отсюда энтузиазм и отчаяние, с которыми их строители работают над своим, возможно, последним детищем, и отсюда передавшаяся всему человечеству сила их чувств, которые, однако, не лишены и лукавства. Потому что куда же от него деться, если сооружение современных ускорителей требует миллиардных затрат, да к тому же еще, если говорить серьезно, с результатом, ничего не меняющим в наших фундаментальных представлениях о природе, поскольку она давно и прекрасно описывается законами классической и квантовой механики.

Вот и приходится лукавить, говоря обывателю, что эксперименты на Большом адронном коллайдере, обещают невиданные откровения и величайшие открытия, способные ответить на все самые сокровенные вопросы, касающиеся рождения Вселенной. А неприятный вопрос о том, что захватывающий сценарий Большого взрыва – это всего лишь красивое построение, которое никогда ни подтвердить, ни опровергнуть никаким прямым измерением, остается за скобками.

Как показывает полуистерическая суета, спровоцированная в интернет-инфицированном мире запуском БАКа, означенное лукавство оказалось не только не безобидным, а, что должно показаться всего обиднее строителям БАКа, еще и очередной иллюстрацией бессмертных «Мертвых душ», многократно усиленной интернетом. Вспомним: «Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город! Вылезли из нор все тюрюки и байбаки┘ Показался какой-то Сысой Пафнутьевич и Макдональд Карлович, о которых и не слышно было никогда┘ На улицах показались крытые дрожки, неведомые линейки, дребезжалки, колесосвистки – и заварилась каша. В другое время и при других обстоятельствах подобные слухи, может быть, не обратили бы на себя никакого внимания; но город N. уже давно не получал никаких совершенно вестей».

Так вместо Большого адронного знания мы получаем Большое адронное лукавство, рождающее всплеск Большого адронного невежества. И тогда по-настоящему интересное событие в мировом научном сообществе оборачивается заполоняющими все информационное поле страшилками о черной дыре, могущей возникнуть где-то в тоннеле под землями Франции и Швейцарии и поглотить Землю. Увы, скорее ее поглотит черная дыра невежества и мракобесия, парадоксальным образом провоцируемая не только обыкновенными сумасшедшими, но и прагматичным и вполне понятным желанием продолжать «удовлетворять свое любопытство за счет государства» даже тогда, когда от жадного любопытства естествоиспытателя, совершающего «Великие географические открытия», не осталось и следа.