Под афроамериканские ритмы звучат слова о еврейском Мессии.
Фото Reuters
Каждый раз, выходя на сцену, он видит своих поклонников, танцующих под зажигательные африканские ритмы регги и хип-хопа. Принадлежа к одному из самых пуританских религиозных учений в мире – любавичскому хасидизму – он пытается донести свое видение жизни в Боге до разноликой толпы в зале модных клубов и на концертных площадках.
Он появляется на сцене в той же одежде, в которой его единоверцы посещают синагогу. На голове черная ермолка. Его сценический псевдоним Матисьяху, что на древнееврейском языке означает «дар Божий».
Несколько лет назад Матисьяху стал известен американской публике. Его последний альбом Youth (2006) по количеству проданных копий стал «золотым диском». С тех пор популярность Матисьяху только растет, его композиции занимают первые строчки рейтингов исполнителей музыки в стиле регги. Свой «дар Божий» певец посвятил не еврейской музыке, а на первый взгляд совершенно чуждой его народу музыкальной традиции – регги. Своим учителем он считает Боба Марли, известного не только своей музыкой, но и тем, что он был лидером синкретичного религиозного культа растаманов, пришедшего с Ямайки, адепты которого обожествляли ныне покойного эфиопского короля Хайле Селассие I. На ямайские ритмы теперь звучат слова о грядущем пришествии Мессии. Сам певец свое творчество считает своеобразной проповедью. Как же сочетается в творчестве этого хасида еврейский бескомпромиссный монотеизм и ямайское неоязычество?
Настоящее имя певца Мэтью Миллер. Он родился в светской еврейской семье, в 14 лет бросил школу и несколько лет странствовал с группой хиппи по Соединенным Штатам. Среди величественных гор Колорадо, по его собственному признанию, он ощутил присутствие Бога. Получив этот медитативный опыт, он отправился в Иерусалим, где его искания обрели вполне оформленные очертания. На узких улочках Иерусалима Мэтью ощутил духовную связь со своим народом.
Уже вернувшись в Америку, начинающий исполнитель регги однажды в Нью-Йорке столкнулся с компанией любавичских хасидов, пляшущих на улице под проливным дождем. Мощная энергетика, присущая адептам хасидского движения, захватила его артистическую натуру. Используя духовный потенциал иудаизма, Мэтью Миллер, избрав себе сценический псевдоним Матисьяху, открыл новую страницу своего творчества.
«Мы привлекаем каждый данный Господом талант для служения Ему», – словно оправдываясь, объясняет журналистам раввин из штата Огайо Арье Кальтман. «Все слышали о Мадонне и ее увлечении Каббалой. Также и Матисьяху способствует тому, что мировоззрение ортодоксального иудаизма проникает в секулярный мир. Люди узнают больше о нашем духовном опыте», – добавляет раввин Яков Банкхалтер, лидер нью-йоркской общины любавичских хасидов.
Сам Матисьяху так определяет суть своего музыкального послания человечеству: «Музыка регги по своей природе спиритуалистична, и в этом созвучна хасидской философии, в основе которой лежит идея, что все в физическом мире имеет духовную первопричину и питается ее глубинной силой».
Современный западный мир диктует свои способы достижения жизненного успеха. Это прекрасно понимают даже консервативные религиозные ортодоксы. В XX веке они заговорили языком массовой культуры, чтобы привлечь к себе интерес равнодушной к религии американской молодежи. Первым пример подал в 1960-е годы духовный лидер любавичских хасидов Менахем-Мендл Шнеерсон. По его благословению по улицам американских городов разъезжали «торамобили» (Тора – Пятикнижие Моисея), из громкоговорителей оглашая окрестности словом Божьим в интерпретации хасидских ребе. Последователи Шнеерсона проповедовали в супермаркетах и развлекательных центрах, стремились наладить отношения с деятелями шоу-бизнеса. Этому стилю они остались верны до сих пор.
Америка формирует массовую культуру всего мира. Понимая это, религиозные консерваторы используют и современную музыку для распространения своего влияния.
Матисьяху – не первый религиозный еврей, исполняющий регги. Несколько десятилетий назад определенную известность получил исполняющий музыку этого направления раввин Шломо Карлебах, организовавший даже синагогу, где для молитвы и общения собирались молодые поклонники Боба Марли. Матисьяху стал активным прихожанином этой синагоги.
Но мало того. Теперь певец занялся карьерой в роли фотомодели, став лицом рекламной кампании известного американского кутюрье Кеннета Коула. При этом певец умудряется скрупулезно придерживаться предписаний иудаизма. Его нестриженная хасидская борода и длинные пейсы украшают рекламные постеры, представляющие миллионам американцев линию одежды последнего сезона.