Академик Виталий Гольданский и его ученик, доктор физико-математических наук Владик Аветисов вместе занимались проблемами добиологической эволюции.
Фото автора, 1993 год
«Чувство юмора проявляет и в науке, и в политике, и в живом общении. С блеском совмещает в себе физика и химика, на редкость оправдывая название Института химической физики РАН, с которым связана вся его жизнь», – такую короткую и емкую характеристику дал член-корреспондент РАН Борис Зельдович одному из своих коллег академику Виталию Гольданскому. 18 июня Виталию Иосифовичу исполнилось бы 85 лет. Он умер 14 января 2000 года.
Про таких, как Гольданский, говорят: «один из выдающихся современных российских ученых»... А если отбросить совершенно излишнюю в данном случае скромность – один из выдающихся ученых современности. Впрочем, формальное перечисление его титулов – академик, почетный директор Института химической физики им. Н.Н.Семенова РАН, член исполкома и совета Международного Пагуошского движения ученых, член Европейской академии, иностранный член Американского философского общества, Американской академии наук и искусств, Королевской академии наук Дании, Бразильской академии наук, лауреат множества престижных научных премий и наград – вряд ли может дать представление о масштабе личности этого человека и ученого.
Родился Виталий Гольданский в Витебске. В 1944 году окончил Московский государственный университет. Большая часть жизни Виталия Иосифовича была связана с Институтом химической физики Академии наук. С 1988 года он был директором, в дальнейшем – почетным директором этого института.
Область научных интересов академика Гольданского была чрезвычайно широка: химическая физика, низкотемпературная и радиационная химия, биофизика, туннельные явления в химических превращениях, структура вещества, реакции в конденсированных средах и критические явления, космохимия... Именно Виталий Гольданский в 1960 году предсказал явление двупротонной радиоактивности; открыл и объяснил (1970–1973) явление квантового низкотемпературного предела скорости химических реакций; обнаружил (1980–1981) явление механохимического взрыва гамма-облученных смесей твердых реагентов при низких температурах и автоволновые процессы распространения химических превращений в таких системах┘ Классикой химической физики стали его труды: «Кинематика ядерных реакций» (1959), «Физическая химия позитрона и позитрония» (1968), «Туннельные явления в химической физике» (1986).
Даже для непосвященных очевидно, что большинство из этих исследований имели непосредственный выход в ту сферу, которая кратко у нас в стране называется «оборонка».
Но Большая наука – по-настоящему Большая – потому и завораживает, что ее прикладные и мировоззренческие аспекты, по существу, невозможно разделить. В творчестве Виталия Гольданского это проявилось в полной мере.
Тема, которой он занимался очень плотно в последние 20 лет жизни, – добиологическая эволюция вещества во Вселенной. Это Виталий Гольданский показал и доказал, что в условиях абсолютного вакуума и абсолютного нуля температур тем не менее возможна полимеризация органических молекул. Предвестье органической жизни.
«Нас интересует проблема того, как в мире, где уже возникли простейшие органические молекулы, как в таком мире могли возникнуть простейшие органические структуры», – подчеркивал Виталий Иосифович. Именно Виталий Гольданский и Леонид Морозов ввели в 1984 году в научный обиход термин «Большой биологический взрыв»: «Возникновение ферментов и есть Большой биологический взрыв». Работы, которые вел академик Гольданский вместе со своими коллегами и учениками, может быть, позволят в итоге хотя бы приблизиться к ответу на эти фундаментальные вопросы бытия...
Однажды я поинтересовался у него: «Вас во всех словарях-справочниках представляют как физико-химика. А работаете вы в Институте химической физики. Налицо своеобразная асимметрия...» – «Когда-то шутили, что между физической химией и химической физикой разница такая же, как между медалью «За трудовую доблесть» и медалью «За доблестный труд», – последовал ответ. – Ну а если говорить серьезно, химическая физика – это экстраполяция на химию физики микромира». Кстати, одним из его увлечений было собирание юмористических миниатюр...
К 85-летнему юбилею Виталия Гольданского его коллеги и ученики подготовили чрезвычайно интересное издание – «Академик Виталий Иосифович Гольданский: Избр. ст., воспоминания» (сост. Ю.Ф.Крупянский; отв. ред. А.А.Берлин. – М.: Наука, 2007. – (Ученые России: очерки, воспоминания, материалы). Помимо избранных научных работ самого Виталия Гольданского, воспоминаний о нем самых разных людей (академики Виталий Гинзбург, Роальд Сагдеев, профессор Сергей Капица, Михаил Горбачев┘) есть в ней и раздел «Химфизик шутит┘». Думаю, будет справедливо завершить эту статью несколькими примерами, подтверждающими характеристику, с которой она начиналась – «Чувство юмора проявляет и в науке, и в политике, и в живом общении»...
"Шутливые характеристики знаменитых:
Мигдал
Безмерно любил жизнь и красоту во всех ее проявлениях – от науки до женщин и счастливо пользовался взаимностью.
Флеров
Был полон страстности, но чужд беспристрастности.
Зельдович
Не стал Нобелевским лауреатом лишь из-за бесконечных споров в Стокгольме – давать ему премию по физике или по химии.
Харитон
Может ли считаться пороком полное отсутствие пороков? Человек железной воли и редкого мужества.
Гинзбург
Когда он на трибуне, нельзя не заслушаться! Беда лишь в том, что при этом он заслушивается подчас себя и сам.
Афоризмы
Любопытство к женщинам не должно быть праздным.
Как подешевели нынче яблоки раздора!
На смену энциклопедическому образованию пришло кроссвордное.
Если бы друзья были бы так же надежны, как и враги.
Вся беда в том, что у положительных людей больше отрицательных эмоций.
Дуракам закон не писан... Так стоит ли набираться ума?
Жениться, невзирая на лица!
Можете спокойно хамить ему – у него хорошо развито чувство юмора.
Добродетель всегда вознаграждается, порок же приятен сам по себе.
Я мыслю, и на это я существую.
Куй железо, пока не подорожало.
Действие равно противодействию. А бездействие?
Если сказал А, не будь Б.
Товарищеский суд Линча.
Христопродавцы и покупатели – будьте взаимно вежливы.
«Предельно честен». Но не лучше ли – беспредельно.
Сознаю, товарищи, что сон мой был непродуманный.
Дорогому капитану от преданного экипажа.
Утеха оптимиста – ложка меда в бочке дегтя.
Весь коллектив испытывал чувство его локтя.
Старческие позывы сменяют юношеские порывы.
В уравнении состояния человека высокое давление опасней высокой температуры.
Самое надежное прикрытие лысины – волосы.
Выжить любой ценой – лишь бы не из ума.
Эта болезнь проходит только вместе с больным.
Разрешите отдать вам последний долг.
Смерть вырвала дорогого коллегу из наших рук».