На меня, как закоренелого атеиста в третьем поколении, произвели в свое время впечатление строки Николая Бердяева из его «Русской идеи». Философ писал, что «все далекое от Бога провинциально и что жизнь делается плоской и маленькой, если нет Бога и высшего мира». К тому же религиозная жизнь, согласно философу, «всегда личная».
Об этих строчках я вспомнил в Доме Москвы в Риге, куда случайно попал на выставку «Мерная икона». Это была вторая подобная выставка в ближнем зарубежье после Таллина. Рижские организаторы выставки – Дом Москвы, созданный в латвийской столице в 2004 году по инициативе московского мэра Юрия Лужкова, и Российский клуб православных меценатов.
На скромном открытии выставки присутствовали представители русской общины Риги, Митрополит Рижский и всея Латвии Александр, представители духовенства, сотрудники российского посольства. Митрополит объяснил собравшимся суть мерной иконы: она делается в рост младенца, и на ней изображен святой, имя которого дается ребенку при крещении. Считается, что икона защищает человека, это его судьба, его ориентир. Мы знаем, что в Православной Церкви икона занимает особое место. Как сказал владыка Александр в своем приветственном слове: «Русский человек и православная икона неразрывны. Без иконы мы теряем свою историю, свою святость, свое прошлое и будущее».
У истоков возрождения мерной иконы стоит Российский клуб православных меценатов. Эта общественная организация позиционирует себя как движение православно ориентированного бизнеса. Основная миссия клуба – социальное служение и преодоление социальной напряженности. Клуб помогает огромному количеству людей, строит храмы. По словам председателя правления клуба Андрея Поклонского, возрождение традиции мерной иконы началось на московской земле два с небольшим года назад. Все началось с посещения Троице-Сергиевой лавры. В храме члены клуба увидели длинные узкие иконы. Им объяснили, что до 1700 года в России существовала традиция мерной иконы. Мы изучили техники XI–XVII веков, рассказывает Андрей Поклонский. Сначала более 300 человек работали над возрождением традиции. Сейчас она успешно развивается в России – уже написаны тысячи икон. Только в Москве и Подмосковье 36 иконописных сообществ полностью загружены заказами – там работают полторы тысячи независимых иконописцев.
Для Андрея Поклонского традиция мерной иконы представляет собой своего рода паспорт для новорожденного, входящего в наш мир. Российский клуб православных меценатов полагает, что у каждого православного человека издревле был свой, особо почитаемый образ святого покровителя, имя которого он получил в крещении. Такое название икона получила благодаря тому, что ее писали на доске, высота которой в точности соответствовала росту человека при рождении. Совпадение размера иконы с мерой новорожденного младенца имело глубинный смысл: мерная икона уникальна и неповторима подобно человеку, для которого она создается. Мерной (или родимой) иконой было принято одаривать новорожденного при совершении таинства крещения его восприемниками (крестными родителями).
О традиции мерных икон в Византии или на Руси до XVI века ничего не известно. По сути, первое упоминание о такой иконе относится к эпохе Ивана IV Грозного. Для его второго сына, царевича Иоанна Иоанновича, в 1554 году была написана икона святого Иоанна Лествичника. Она по сей день хранится в музеях Московского Кремля. Там же можно увидеть и другие мерные иконы детей Ивана Грозного – икону святого Феодора Стратилата, написанную для Федора Иоанновича, или икону святого Дмитрия Солунского, написанную для царевича Дмитрия Угличского. В XVI–XVII веках изготовление таких икон считалось прерогативой монарших семей. Однако уже после Петра I они утратили популярность. В это время заказывать мерные иконы для своих детей стали дворяне.
Как уже отмечалось выше, выставка мерных икон уже побывала в Таллине, а ее следующий этап включает в себя Белоруссию. Тем самым ее устроители не только осуществляют очень важную культурную и духовную миссию в странах ближнего зарубежья, но и свидетельствуют о православии, о его древних корнях и традициях.